Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

От "А" до "А"

От "А" до "А"

Луи Андриссен – символ бурного прошлого голландской музыки; за Мишелем ван дер Аа, судя по всему, ее не менее беспокойное будущее.

Луи Андриссен – символ бурного прошлого голландской музыки; за Мишелем ван дер Аа, судя по всему, ее не менее беспокойное будущее. Проект "А-музыкА" объединил российские премьеры их сочинений 2005 (!) года, а также фильм Хэла Хартли "Новая математика" (2001), саундтрек к которому они создали. Андриссен (р. 1939) – человек, который сделал новую голландскую музыку. В конце 1960-х в Голландии хлюпало музыкальное болото (такое же, как сейчас в России). Чтобы разгрести официальные завалы, Андриссену и его соратникам по этому доброму делу приходилось отращивать кулаки. В том числе и в музыке. Но когда болото отступило, Голландия сделалась передовой, а Андриссен – знаменитым и немолодым, его музыка, до того прошибавшая стены, оказалась способной трогать сердца.

Опера Writing to Vermeer ("Письма к Вермееру") – по чистоте и ясности настоящая "опера в голубом". Ее поставил Питер Гринуэй в Нидерландской опере в 1999 году. На сцене – родина художника Делфт. Но самого Вермеера на этой сцене нет – он поехал в Гаагу оценивать какие-то картины. Письма Вермееру пишут теща, жена и модель Саския. Музыка неземной красоты, при том строгая и сдержанная. Это настоящая мультимедиа-симфония с видео и режиссурой Гринуэя. Ее особо не экспортируешь. И чтобы дать представление о музыке – абсолютно самоценной, – Андриссен попросил английского композитора Кларка Рэндалла сделать сюиту. Убрать вокал, электронику, скомпоновать покрепче. Получился отличный дайджест, по которому вполне можно составить представление о выдающейся опере Андриссена. Автор приедет послушать российскую премьеру этой музыки, а заодно и мастер-класс в Консерватории дать. Если, конечно, туземные студенты на него придут – консерватизмом наша Консерватория уступает разве что Академии художеств.

Молодой коллега Андриссена Мишель ван дер Аа (р. 1970) еще более знаменит, чем был Андриссен в соответствующем возрасте. Трудоголик Мишель делает головокружительную карьеру. Его играют крупнейшие оркестры и самые лучшие ансамбли, его мультимедийная моноопера One (ее привозили сюда в 2003 году) отправляется уже в третье мировое турне. У Мишеля ван дер Аа ярчайший драматургический дар. Он владеет не только своим основным ремеслом, но и звукорежиссурой, видеомонтажом. Он сам себе оператор и даже режиссер-постановщик – во всех этих ипостасях голландец предстанет в 2006 году, когда на сцене той же Нидерландской оперы, что сделала Андриссена оперным гуру, дадут его новую оперу After Life ("После жизни"). Мишель интересен и "старинщикам". Аутентичный Freiburger Barock-orchester заказал ему новую вещь для своего проекта About Baroque. Ван дер Аа написал Imprint ("Оттиск") – 14-минутную композицию для небольшого состава струнных, двух гобоев, клавесина и органа-позитива. Ее-то и сыграют в проекте "А-музыкА" (оркестр "Камерата" под управлением Федора Леднева). В нотах нет указаний на характер исполнения, как было и в барочную эпоху; разница лишь в том, что тогда и так знали, как что играть, а теперь "СПб Камерата" (вслед за музыкантами из Фрайбурга и меньше чем через месяц после мировой премьеры) попытается изобразить барочный звук и артикуляцию XVIII века.

"А-музыкА" 23 сентября Эрмитажный театр

Борис Филановский



TimeOut №74, 12-25 сентября 2006 г.