фантасмагория
Реж. – Сергей Лобан
В ролях: Алексей Подольский, Петр Мамонов, Нина Елисова, Глеб Михайлов, Псой Короленко, Дмитрий Пименов, Павел Былевский
Россия, 2005, 110 мин.
Пузатый 24-летний меланхолик Савельев (Подольский) живет размеренной жизнью двуногого овоща – встав утром по команде волевой бабушки и подкрепившись непременными сосисками, он отправляется на завод собирать пластмассовые игрушки. Вечером – чаек под радио "Орфей" и на боковую. Однажды он сталкивается с двумя типами в штатском, которые сперва задают небанальный вопрос: "Молодой человек, вы Родину любите? Не спешите, подумайте…", а затем предлагают ему поучаствовать в "очень важном и интересном эксперименте". Суть эксперимента не совсем понятна, но во время опытов Савельев видит себя белокурым спортсменом (Михайлов) с бицепсами и наглой ухмылкой. Сила и красота этого нового тела вводит испытуемого в состояние такого аффекта, что ни угрозы эфэсбешников, ни доводы врача (Мамонов)не удержат его от повторного проникновения в заветный подвал, чтобы еще раз стать Аполлоном – а потом превратиться в пыль.
Название творческого объединения СВОИ-2000, ответственного за создание "Пыли", следует понимать буквально. Тут действительно все свои. Из имен, упомянутых в титрах, можно было бы составить отдельную историю московского андеграунда. И каждый доброволец, появляющийся в кадре, демонстрирует свои лучшие умения – шансонье Короленко поет, бабушка Елисова (без преувеличения – лучшая бабушка российского кино) воспитывает внучка, а много претерпевшие от органов госбезопасности радикалы Пименов и Былевский с удовольствием примеряют на себя мышиные костюмы своих идеологических противников. Выход каждого нового персонажа эффектен как полноценный цирковой номер; диалоги – слабое место русского кино – здесь почти документальны, злы и невероятно умны, а ситуации правдоподобно-абсурдны.
Правда, в полной мере насладиться достоинствами сценария мешает невероятно медлительный ритм картины – поедание макарон и сборка пластиковых револьверов показаны тут почти в реальном времени. История злоключений нашего героя распадается на набор уморительных 10-минутных случаев, посмотреть которые разом так же трудно, как проглотить шашлык вместе с шампуром. Но жевать "Пыль" современности в любом случае приятнее, чем давиться фильмами в жанре "Россия, которую мы потеряли" – единственном, где преуспели наши режиссеры.
В.К.
В кинотеатре "Родина" с 6.10
TimeOut №75, 26 сентября - 9 октября 2006 г.