Фотографии 40–45-го годов – о жизни в оккупированной немцами Голландии. Серии, созданные в послевоенное время, – короткие истории из жизни добропорядочных европейцев. Кас Оортхейс – один из лучших голландских фотографов-документалистов, внимательный наблюдатель и талантливый рассказчик. Когда у Оортхейса спрашивали, почему он так любит черно-белую фотографию, он отвечал: "Это цвет моего поколения". С ним можно согласиться, и вовсе не потому, что мы теперь воспринимаем первую половину XX века именно в ч/б. Поколение фотографа – люди, пережившие две мировые войны. Черно-белое, о котором говорил Оортхейс, – метафора. Характеристика специфического мировоззрения времени. Мир был разделен тогда сплошной линией фронта на черное и белое, на друзей и врагов, трусов и героев, побежденных и победителей. О "другой" войне, составленной из многочисленных психологических оттенков, тогда молчали.
Несмотря на то что Оортхейс никогда не был участником боев и не работал военным спецкором, известность ему принесли снимки военных лет. Когда Голландия была оккупирована немецкими войсками, Оортхейс ушел из газеты Arbeiderspers, с которой сотрудничал с 30-х годов. Зарабатывал фотокарточками на документы. В свободное от работы время прятал камеру под плащ, так как съемки были строго запрещены, и ездил на велосипеде по улицам Амстердама. Неуютный город, измученные голодом люди, два старика, трогательно придерживающие друг друга, еврейская семья, ждущая отправки в гетто, дети с взрослыми глазами. Ни сцен боя, ни линии фронта, но война идет, черно-белая, невидимая, внутренняя. После окончания Второй мировой фотограф решил уйти от политики к людям, к их незамысловатой повседневной жизни. Превратился в бесстрастного хроникера. Однако черно-белое мышление у него сохранилось. И после войны Оортхейс часто строил снимки на контрасте, но уже для того, чтобы подчеркнуть нелепость ситуации и рассмешить зрителя.
Ольга Хорошилова
До 14.10 Потерна и каземат Государева бастиона Петропавловской крепости
TimeOut №75, 26 сентября - 9 октября 2006 г.