Французский вокальный консорт с «английским названием» William Byrd приезжает в Петербург впервые, и меломаны, упивавшиеся до того его записями, с нетерпением ждут концерта в Мальтийской капелле. В эпоху Ренессанса, а затем и барокко ансамблевое пение считали высшей музыкальной отраслью. Капеллы из поколения в поколение передавали фирменные традиции, манеру пения, орнаментику, да и сами нотные манускрипты. В которых было написано, как водится, далеко не все. Ensemble William Byrd пытается восстановить, как могло звучать, например, Miserere Грегорио Аллегри. То самое, которое юный Моцарт записал по слуху, выйдя из Сикстинской капеллы в Ватикане, нарушив таким образом копирайт, ибо ноты Miserere охранялись. Ансамбль поет эту папскую собственность с роскошными фиоритурами, великолепно изукрашивая «голые ноты».
Орнаментальное искусство певцов папской капеллы было притчей во языцех. Но как они это делали, не очень понятно. 9-голосное Miserere «Ensemble William Byrd» в Петербурге не споет – вокалистов едет всего пять. Зато споет антемы Пёрселла – малоизвестные в России шедевры, в которых тоже есть где разгуляться исполнителям. Обещают также священную ораторию «Отречение св. Петра» Марка-Антуана Шарпантье – вещь поразительной красоты. Этого ровесника и соперника Люлли упрекали в излишней итальянщине, тогда как сам Люлли, будучи итальянцем, в музыке старался ничем этого не выдать. Ensemble William Byrd обладает звуком, необычным даже по нынешним аутентичным временам. Это смесь религиозного сладострастия и осязаемой бесполости. Голоса ровные, светлые, поют в очень высокой тесситуре. Можно сказать, в вышних.
William Byrd 30 сентября, Мальтийская капелла
Борис Филановский
TimeOut №75, 26 сентября - 9 октября 2006 г.