Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Чересчур дорогие каприсыЦены на билеты в Филармонию подтягиваются к мировым

Чересчур дорогие каприсыЦены на билеты в Филармонию подтягиваются к мировым

Цены на билеты в Филармонию подтягиваются к мировымАндрей ПЕТРОПАВЛОВПетербургская филармония открыла очередной сезон, в начале которого в Большом зале.

Цены на билеты в Филармонию подтягиваются к мировым
Андрей ПЕТРОПАВЛОВ

Петербургская филармония открыла очередной сезон, в начале которого в Большом зале, по традиции, выступили оба оркестра — Заслуженный коллектив России и Академический симфонический под управлением своих главных дирижеров Юрия Темирканова и Александра Дмитриева.

Оба руководителя представили идентичные программы: увертюра — концерт — симфония. У Темирканова это были увертюра к опере Вебера «Эврианта», а также редко исполняемые у нас концерт для скрипки с оркестром Дворжака и 2-я симфония Сибелиуса. У Дмитриева — увертюра Бетховена «Эгмонт», 21-й фортепианный концерт Моцарта и «Фантастическая симфония» Берлиоза.

\

Несобранная, несколько «развалившаяся» по форме увертюра к «Эврианте» была выгодно оттенена концертом Дворжака. Так получилось благодаря великолепной юной солистке из Германии Джулии Фишер, которая отважилась выбрать для петербургского дебюта это трудное и неблагодарное для скрипача сочинение. Русская исполнительская школа ныне переживает трудные времена. Но ее воспитанница Джулия Фишер выказала себя достойной продолжательницей великих традиций Леопольда Ауэра, Яши Хейфеца, Давида Ойстраха и своего педагога Анны Чумаченко. Несмотря на солидное число лауреатских званий, в игре Фишер отсутствовал пресловутый лауреатский комплекс — «точно, прочно, скучно». Она подошла к концерту прежде всего как художник-музыкант, чем и увлекла слушателей, для большинства которых этот концерт был в новинку. Исполненный «на бис» каприс Паганини подтвердил, что ее в первую очередь привлекают художественные задачи, а не количество нот в секунду.

\

Симфония Сибелиуса, завершившая вечер, при внешнем благополучии прозвучала как-то инертно-безучастно, отзвуком некой прошлой интерпретации, словно дирижер немного устал и уже не в должной мере воодушевляет оркестр.

\

Иной настрой был на концерте АСО под управлением Дмитриева. Импульсивная, образная, необычайно одушевленная, со всеми «романтическими преувеличениями» «Фантастическая симфония» Берлиоза действительно взволновала слушателей. Но, быть может, кульминацией вечера стало исполнение концерта Моцарта японским пианистом Такеши Какехаши. Такого Моцарта мы не слушали очень давно. Пианист создал иллюзию, словно перед нами не могучий современный «Стейнвей», а скромное венское фортепиано конца XVIII века, на котором так любил играть сам Моцарт. Удивительные по хрустальной чистоте звуковые краски, выразительное и гибкое (но без преувеличения) интонирование, естественность, влюбленность буквально в каждую ноту — эти редчайшие в наше время качества Какехаши продемонстрировал с большой щедростью. И оркестр охотно следовал за пианистом, так же бережно и любовно поддерживая все его инициативы. Откровением прозвучала и исполненная «на бис» «Фантазия» Моцарта. Такое проникновение в моцартовский стиль в какой-то степени можно объяснить тем, что музыкант с раннего детства лишился зрения, и его внутренний мир не так подвержен суетным внешним раздражителям. Как бы то ни было, этого артиста хочется слушать еще и еще.

\

Однако, похоже, что скоро слушать будет некому. Ценовая политика Филармонии ныне такова, что билет может купить только состоятельный человек. Однако немногие наши бизнесмены являются завсегдатаями Филармонии, а у большинства меломанов просто нет таких денег. Билет на концерт ЗКР с Юрием Темиркановым во главе стоил полторы тысячи рублей — примерно столько, сколько составляет средняя месячная плата за двухкомнатную квартиру. И даже входной билет обошелся в три сотни рублей. Из-за нераспроданных билетов был отменен сольный концерт пианиста Андрея Ивановича, что выглядит невероятным — ведь в прошлом сезоне он имел аншлаг! А ведь такое произошло в самом начале нынешнего сезона, когда обычно изголодавшаяся по музыке публика стремится в Филармонию. На обоих рецензируемых концертах также были свободные места, а слушатели (особенно на ЗКР) состояли в основном из иностранцев.

\

В то же время на общедоступном (цена билета 10 рублей) концерте пианиста Петра Лаула Малый зал Филармонии был переполнен. Билетов не было уже за неделю до концерта. А ведь программа предполагалась достаточно сложной — она состояла из сочинений Шостаковича. Вывод один: люди хотят слушать музыку, они стремятся в Филармонию, и лишать их этой реальной возможности во имя туманных целей недальновидно. Если Филармония уподобится нашим природным монополистам с их мировыми ценами, она может остаться без слушателей.