Из Эрмитажа в Великий Новгород
Ольга ШЕРВУД
Выставка «Искусство вышивальщика. Западноевропейская вышивка XVI — XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа» открылась в новгородском Музее изобразительных искусств.
Крестьянки (а может, и дамы) Новгородской губернии испокон веку (а совсем точно — с конца девятнадцатого) вышивали крестецкой строчкой. Она была названа так по имени поселка Крестцы, где и развивался промысел. Это сложнейший вид русской белой строчки — брали ткань, выдергивали из нее ниточки, чтобы образовалась сетка, потом плели по сетке тончайший орнамент из геометрических фигур. Постель и стол, занавеси и покрывала, одежда — все было украшено. И стала эта строчка знаменита в мире.
\
Когда в прошлом году в Меншиковском дворце открылась выставка «Искусство вышивальщика», новгородские музейщики (конечно, и просто новгородцы) не могли не приехать и не посмотреть на роскошные вещи, на изумительную работу европейских старинных мастеров. Сам Дидро — с вышитым платком в кармане? — распорядился отдать искусству вышивальщика целую главу в энциклопедии ремесел L,Art du Brodeur, которая возникла благодаря его стараниям. Придворный вышивальщик Сент-Обен собрал материал на целый том (и он тоже есть в витрине) — узоры, материалы, инструменты, способы и техники... В XVIII веке одни мужчины протыкали чужие камзолы и жилеты шпагами, другие — иголками с золотыми нитями, и обе профессии были престижны.
\
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский однажды, совсем не в шутку, сказал, что его сотрудники называют залы новгородского Музея изобразительных искусств «эрмитажными». Неудивительно. Здесь, в доме бывшего Дворянского собрания, прошли выставки, посвященные Людовику XIV, Тулуз-Лотреку, а в год празднования 300-летия нашего города — «Святой Александр Невский — небесный покровитель Санкт-Петербурга». Такое сотрудничество крупнейшего музея западного искусства и музея, представляющего исконно русскую землю, только на схоластический взгляд странно. В Новгородской области 6000 памятников истории и культуры, 17 населенных пунктов берегут памятники (да-да, именно что друг друга берегут), зафиксированные ЮНЕСКО как объекты всемирного культурного наследия. И между прочим, при населении 240.000 человек Новгород принимает в год до миллиона туристов. В каком-то высшем смысле музей и земля равны — они созидают, а не убивают.
\
Да и путь до Новгорода Великого недолог, а дорога красива, особенно в золотые дни ранней осени. Вот так и приехали теперь сюда самые, наверное, хрупкие эрмитажные экспонаты — ткани с вышивкой. Алтарные завесы и шляпки-чепцы, облачения духовенства и кошельки-сумочки, украшения для скульптурок Христа и наволочки-подзоры... Те, что мы видели в Меншиковском, и несколько новых. Все эти вещи действительно настолько опасно долго держать на открытом воздухе и при свете, что приходится менять экспонаты. Кульминацией выставки стали настенное панно «Нептун» (взглянешь — кажется не вышивкой, а гобеленом) и плащ Евгения Богарне, наполеоновского пасынка. Бархат, атлас, узорное шитье, канитель, фольга, «блестки и бить уложены вприкреп». 1805 год. Работа придворного мастера Пико по эскизам придворного же художника Изабе. Расшит по глубоко-синему фону золотыми какими-то жужелицами — в натуральную, что ли, величину (поскольку эти хищные жуки бывают до девяти сантиметров). Плащ по наследству перешел к сыну Богарне герцогу Максимилиану Лихтенбергскому, который был женат на Марии Николаевне, любимой дочери Николая I. Вместе с коллекцией оружия вещь была передана в Эрмитаж после 1917 года. В Эрмитаже хранится портрет маленького Максимилиана — там ему годика четыре, мальчик стоит в бархатном костюмчике и с саблей из собрания отца. Максимилиан большую часть жизни прожил в Петербурге, был известным попечителем — например, имя больницы на Декабристов знакомо каждому...
\
Все это среди прочего рассказала реставратор Людмила Ковалева. В эрмитажной лаборатории по реставрации художественных тканей — одиннадцать сотрудниц, и работы невпроворот. Так что люди с художественным образованием, вкусом и мастерством, а главное — с великим терпением, могут попробовать себя на этом поприще.
\
И, без сомнения, увлекательная жизнь им гарантирована. Вот самый маленький пример. На вернисаж в Новгород отправилась целая делегация эрмитажных сотрудников. Они провели чудесный день — образовательно-наслажденческий, если можно так сказать. Поскольку в этот раз (а такие поездки не редкость) ознакомились с крупнейшим в России (268 экспонатов) собранием икон в музее Новгородского кремля, с новой экспозицией «Художественный металл XI — XIX веков» в отреставрированной Воротной башне Гостиного двора (там еще открылась смотровая площадка, откуда уникальный вид на все Ярославово дворище и кремль). А также с воссоз-данной летом избой в музее деревянного зодчества «Витаславлицы», представляющей обряд христианской свадьбы.
\
Но, может быть, самым главным стал поход в церковь Спаса Преображения (1374). Там единственные абсолютно достоверные фрески Феофана Грека. Их можно увидеть своими глазами, кроме понедельника, вторника и последнего четверга месяца. Только учтите — храм закрыт в сырую погоду. А если экскурсовод, как наш, выключит электричество (его, вспомните, не было в четырнадцатом веке), то бесплотные фигуры обретут объем и отделятся от стены, которая совершенно исчезнет. Являя тем самым не фокус, а непревзойденное искусство.
\
И это чудо отныне навсегда будет вплетено в узор ваших лучших мгновений по канве вашей жизни.
\
ФОТО АВТОРА