Николай Слободяник – открытие этого сезона среди художников-постановщиков. Когда берешь очередную театральную программку и видишь его фамилию, удивляешься: работая больше других, он умудряется не повторяться. Результат – номинация на "Золотой софит" сразу за три спектакля с загадочной формулировкой "За работу в сезоне".
Что ты почувствовал, когда узнал, что тебя номинировали на "Золотой софит"?
Я почувствовал легкую теплоту.Такое ощущение бывает поздней осенью – мерзнешь, ждешь, когда включат батареи. А потом раз – и становится тепло. И постепенно к этому привыкаешь, но уже живешь с новым ощущением.
Тебе не кажется, что ты номинирован со странной формулировкой – "За работу в сезоне"?
Да, это очень странно. Не совсем понятно, о чем речь. Вроде бы хочется услышать название конкретного спектакля, который стал лучшим. Но я очень рад, что номинирован именно за эти три работы – "Капитанскую дочку" в ТЮЗе, "Малые супружеские преступления" в "Антрепризе им. А. Миронова" и "Веселого солдата" в БДТ. Я считаю их самыми удавшимися. Хотя всего в сезоне выпущено двенадцать спектаклей.
Какой из трех самый любимый?
"Капитанская дочка". Потому что был очень интересный процесс, когда мы с Григорием Козловым работали над спектаклем. Мы придумали десятки вариантов, пока не пришли к какому-то единому результату.
Деревянную фурку, на которой герои катаются по сцене, кто придумал?
Я. Вообще-то, она должна была работать весь спектакль. Но мы с режиссером пошли на компромисс, поэтому она работает только в первом действии. Должно было быть так: банальная фурка, использующаяся в каждом спектакле, должна была создавать движение, которому подчиняется человеческая жизнь. Но результат оказался немного хуже.
Как тебе удается не повторяться?
Я считаю, что режиссерская профессия – очень редкая. И у каждого свой мир, свое видение спектакля. Но очень часто художник "перекрывает" режиссера. Мне же хочется раскрыть индивидуальность авторского замысла. Подыграть режиссеру, подпеть. Как в музыке – есть ведущая тема и аккомпанемент. Я никогда не перетягиваю на себя "визуальное пространство". Зачем?
Вопросы: М.Б.
TimeOut №76, 10-23 октября 2005 г.