Интересное
Вовсе не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Бог, черт, яблоко

Бог, черт, яблоко

Когда Наталия Касаткина и Владимир Василёв, артисты Большого театра и подающие большие надежды балетмейстеры, в 1971 году сочинили на музыку Андрея Петрова "Сотворение мира", претензии московского начальства были многочисленными и роскошными.

Когда Наталия Касаткина и Владимир Василёв, артисты Большого театра и подающие большие надежды балетмейстеры, в 1971 году сочинили на музыку Андрея Петрова "Сотворение мира", претензии московского начальства были многочисленными и роскошными. "Грим Создателя похож на Ленина!" (благородные седины, чуть кудряшек, ничего общего); "Адам и Ева не должны быть голыми" (вообще-то они были в трико). Но после долгих проработок спектакль все же выпустили на сцену Кировского театра. Адамом тогда стал Михаил Барышников, Богом – Юрий Соловьев. Правда, если вы заглянете в зеленую энциклопедию "Балет", то имени Барышникова не обнаружите – после его побега роль приписали артисту, танцевавшему во втором составе. С тех пор Касаткина и Василёв воспроизвели "Сотворение мира" во множестве стран не один десяток раз – и до сих пор показывают в своем театре "Классический балет". Он-то и приезжает на гастроли в честь юбилея композитора Андрея Петрова.

Конечно, у "Касвасов" (как зовут театр балетные люди) сейчас нет в труппе Барышникова. Нет и Владимира Малахова, начинавшего там свою звездную карьеру. Но это второй после Большого московский театр, поддерживающий классическую московскую традицию: танцовщики в нем интереснее балерин. И там постоянно подрастает какой-то новый танцевальный народ, шлифуется, пробует свои возможности – только в прошлом сезоне появилось четыре новых парня. А ведь этот спектакль – он именно о танцовщике. О сотворении его. Казалось бы, рассказывается история, все как полагается: Бог, черт, люди, яблоко. Постановщики основывались не на классическом библейском предании (кто бы им в семидесятые позволил?), а на популярной тогда серии юмористических рисунков безбожника Жака Эффеля. На деле же речь о танцах – и только о них.

Сначала мы видим Адама, стоящего на плечах, потом он опирается на одну руку и одну ногу, наконец – вот он на двух ногах. Потом – рассматривает свои стопы, вертит их, изучает возможности; затем – прыжки, туры, большой пируэт. Черт искушает классического танцовщика соблазном походить на четвереньках. И конечно, источником всех неприятностей в карьере оказывается партнерша-балерина. По сути "Сотворение мира" – балетный манифест второй половины ХХ века – того времени, когда в центре балета встал танцовщик, отодвинув партнершу в тень. Но не мощной чувственностью Бежара, знакомого балетоманам лишь по гастролям, и не силовой агрессией Григоровича, а всего лишь улыбчивой пробой своих возможностей. В "Сотворении мира" 1971 года было больше обещания, чем реальности. А потом все начали творить отдельные миры – кто-то в Штатах, а кто-то в собственном московском театре.

"Сотворение мира" 21 октября, Театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского

Анна Гордеева



TimeOut №76, 10-23 октября 2005 г.