Хотя высокопоставленные чиновники по-прежнему ритуально посещают Большой, делают они это скорее по привычке или просто по географической необходимости. С театра наконец спало бремя главного культурного заведения страны. Он, словно какой-нибудь Илья Муромец, очнулся от интеллектуальной спячки, в которую его загнала власть. Так что нынешние гастроли не сравнить с прошлыми – раньше из Москвы нам привозили в основном пыльную парчу запасников ("Иван Сусанин", "Орлеанская дева", "Евгений Онегин"). Сейчас в Петербург едет европейский театр хорошего уровня, с двумя последними работами. "Летучий Голландец" Вагнера, этот катехизис раннего романтизма, спорно и ярко поставлен Петером Конвичным. "Дети Розенталя" Леонида Десятникова – если кто еще не в курсе обширной полемики и критики – и вовсе вещь неслыханная: мировая премьера оперы о пяти клонах композиторов прошла всего полгода назад.
По сюжету Владимира Сорокина Алекс Розенталь – гениальный советский ученый (и скорее всего опероман), который сделал дубли (читай: клоны) Моцарта, Верди, Вагнера, Мусоргского и Чайковского. Каждый акт Десятников задумал как мини-оперу-приношение одному из объектов клонирования. На сцене, как может показаться на первый взгляд, происходит приятная уху музыкальная неразбериха. Миры всех пятерых композиторов сталкиваются, пересекаются, сливаются. Режиссер Эймунтас Някрошюс делает акцент скорее на социально-бытовых подробностях, подпуская макабра с гиньолем и отсылая к привычной жанровой опере или оперному же фантастическому реализму. Тогда как стратегия Десятникова и Сорокина более современная – они работают не с людьми, а с оперными кубиками, "реди-мейдами", которых виртуозно и противоречиво наделяют живыми характерами. Дублируя оперные стереотипы, Десятников и Сорокин гораздо дальше уходят от них, чем многие их современники, обновляющие звучание (хотя в опере это трудно как нигде), но не осознающие своей зависимости от оперы клонов.
Мариинка хоть и стала при Гергиеве первым оперным театром России, но по части новой музыки Большой ее опередил. "Дети Розенталя" – первая за несколько десятилетий опера, которую Большой заказал современному автору. Случилось это еще тогда, когда видный критик Петр Поспелов был директором по репертуару Большого. Поспелова выжили, а опера осталась. И идти на "Детей" надо не потому, что депутатов от самого факта существования Владимира Георгиевича Сорокина на сцене Большого колбасило так, что в газетах писали. А потому, что создателям этой лихой конструкции удалось передать трагическую иронию всего нового времени, глядя назад буквально через левое плечо.
"Летучий Голландец" 13, 14 октября; "Дети Розенталя" 16, 17 октября Мариинский театр
Борис Филановский
TimeOut №76, 10-23 октября 2005 г.