Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Крестьянский мир в корпусе Бенуа Русского музея

Крестьянский мир в корпусе Бенуа Русского музея

12 октября в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка «Крестьянский мир в русском искусстве». Она является сокращенным вариантом одноименной экспозиции, с огромным успехом показанной в Государственном Историческом музее в Москве летом 2005 года. На выставке представлено око

12 октября в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка «Крестьянский мир в русском искусстве». Она является сокращенным вариантом одноименной экспозиции, с огромным успехом показанной в Государственном Историческом музее в Москве летом 2005 года. На выставке представлено около ста произведений, в том числе древнерусские иконы и живопись XVIII-XX веков.
Значительную часть экспонатов составляют произведения народного искусства из фондов Русского музея. Среди имен авторов - А. Г. Венецианов, И. Н. Крамской, К. Е. Маковский, Ф. А. Малявин, Г. Г. Мясоедов, И. Е. Репин, З. Е. Серебрякова, мастера русского авангарда, чье творчество было связано с крестьянской культурой – Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, П. Н. Филонов, а также известные советские живописцы – В. Ф. Загонек, В. И. Иванов, Л. В. Кабачек, А. А. Пластов, братья А. П. и С. П. Ткачевы, К. Ф. Юон.
К числу самых ранних картин о русской деревне принадлежит холст «Крестьянская пирушка» (конец 1760 - начало 1770-х) А. И. Вишнякова. Полотно, привлекающее своей наивностью и простодушием, несет печать своего времени — «галантного века». Позднее в «крестьянский жанр» вошли мотивы пастбищ и сцены коллективного труда. В 1820-х -1840-х годах к сюжетам из жизни деревни обращались многие художники, однако новое и веское слово в этой сфере удалось сказать только А. Г. Венецианову и его ученикам. Их находки имели перспективное значение для отечественного искусства. Художник писал сцены труда и краткие моменты отдыха работников. Он создал вереницу обаятельных образов пожилых и юных обитателей тверских деревень, показав гармоничную красоту их душ и лиц, врожденное благородство осанки (Гумно. 1822-1823; Девушка на сеннике. 1830-е, Крестьянка Тверской губернии. 1840).
В 1850-е годы черты идеализации в «крестьянском жанре» сменились натуралистическими тенденциями, интересом к деталям, а также бессюжетными жанрами со сценами отдыха селян. Усилилось повествовательное начало, усложнилась композиция. В это же время появилось множество картин с занимательным, порой анекдотическим сюжетом. С начала 1860-х годов, времени социальных и экономических реформ, крестьянский вопрос в известной мере определяет характер развития национальной культуры, так как крестьянская тема стала главной для всех видов отечественного искусства, и, прежде всего, литературы, живописи и музыки. Художники поэтизируют положительные моменты, бичуют и обличают пороки правящих классов, часто идеализируя бедняков (Г. Г. Мясоедов. Поздравление молодых в доме помещика. 1861; К. А. Трутовский. Переселенцы из Курской губернии. 1864). В эти годы более важную роль начала играть пейзажная живопись, в которой был существенно акцентирован бытовой элемент (П. А. Суходольский. Полдень в деревне. 1864; А. А. Попов. Дворик. 1870).
На 1870-е - 1880-е годы приходится расцвет деятельности русских реалистов, членов Товарищества передвижных художественных выставок. В это время художников по-прежнему привлекают печальные моменты из жизни крестьянства (И. Е. Репин. Проводы новобранца. 1879; Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. Пожар в деревне. Конец 1870-х; В. М. Максимов. Слепой хозяин.1884). Но «бичевание язв» постепенно сменяется поисками положительного начала. Появляются мотивы красоты и изобилия родной земли, любования простым русским человеком ( Г. Г. Мясоедов. Страдная пора (Косцы). 1887; И. Н. Крамской. Мина Моисеев. 1882). Особое развитие не только у передвижников, но и в академической живописи получают темы материнства (И. А. Пелевин. Первенец. 1888) и детства (К. В. Лемох. Новое знакомство. 1885; Сестренка. 1890; Лето (С поздравлением). 1890).
В 1880-е-1890-е годы глобальные сдвиги в сознании (кризис народнических идей) совпали с распространением принципов пленэрной живописи. Художники искали новых средств выразительности, «внутренней правды», «отрадного». В эти же годы художники открыли для себя мир сказок и поверий, старых национальных традиций (В. Е. Маковский. Свекор. 1888; А. И. Корзухин. Девичник. 1889). Эти тенденции придали неповторимый колорит искусству того времени.
1900-е годы, на которые пришлись кровопролитная война с Японией и революция, дали сложную картину развития «крестьянского жанра». Она отражает эволюцию отечественной живописи от реализма и импрессионизма к неопримитивизму. Новое слово в решении крестьянской темы в конце десятилетия сказали пионеры нарождавшегося отечественного авангарда, и в этом отразилось его национальное отличие от аналогичных движений в других странах Европы. Особый вкус к изображению жизни деревни имела Н. С. Гончарова. В ее картинах, лишенных повествовательности, с застывшими, мощно и плоскостно трактованными фигурами крестьянок, простые, «от века» длящиеся действия, воспринимаются как ритуал, полный глубокого религиозного смысла (Уборка хлеба. 1908; Бабы (Прачки).1910).
«Крестьянские жанры» 1910-х годов отразили сложное многоголосье художественных поисков тех лет. В это время интенсивно работают мастера Союза русских художников с их тягой к раскрытию декоративных сторон натуры (Ф. А. Малявин. Две девки. 1910-е). В это же время свой расцвет переживал неоклассицизм, ориентировавшийся на искусство эпохи классицизма и ампира. Причастные этому течению «младшие» мирискусники Б. М. Кустодиев (Лето. 1918) и З. Е. Серебрякова (Крестьяне. 1914) крупным городам предпочитали сельский мир. В среде крестьянства они находили естественность, гармонию и духовное здоровье.
В 1920–1930-х годах крестьянская тема играла столь же важную роль в советской живописи, как и тема индустриализации страны, поскольку и в деревне тех лет решалась судьба нового общественного строя. Уже к середине 1920-х годов изобразительное искусство стало важным фактором идеологической и политической работы новой власти, проводником ее идей. Однако, и погруженные в раздумье крестьяне С. В. Герасимова (Крестьянин в картузе. 1925) и П. Н. Филонова (Колхозник. 1931), и лишенные лиц герои К. С. Малевича (Жатва. 1928-1929; Жница. 1928-1929; Девушки в поле. 1928-1929) были своего рода предчувствием трагических судеб русской деревни, понесшей на рубеже 1920–1930-х годах многомиллионные потери во время «ликвидации кулачества как класса».
Над крестьянской темой с начала 1920-х работали художники разных творческих ориентаций. Писались традиционные для отечественного искусства портреты-типы с их бережным отношением к модели (В. И. Перельман. Портрет председателя колхоза. 1929). Такие холсты, как «Молодые. Смех» (1930) К. Ф. Юона воспроизводят исторически сложившиеся типы русских людей, неизменно повторяющиеся в разные эпохи. Появились и обобщенные образы нового человека (К. С. Малевич. Голова крестьянина.1928-1929). Наряду с этим у художников проявляется и интерес к жизни вновь рождавшихся колхозов.
Как и все виды искусства, живопись формирует тип нового положительного героя - человека открытого, ударника труда, активного общественника, непримиримого к недостаткам в жизни. Таковы картины В. М. Белаковской (Стальной конь на полях Украины. 1927), А. Ф. Пахомова (Портрет ударницы Молодцовой. 1931) и др. Многочисленные произведения бытового жанра в пафосной тональности отражали эпизоды борьбы за выполнение пятилетних планов, изображали сцены коллективного отдыха и политучебы. Их роль в пропаганде идей социализма и советского образа жизни высоко ценилась идеологическими органами и потому подобные композиции обильно украшали стены не только выставочных павильонов, но и дворцов культуры, гостиниц, вокзалов.
В годы Великой Отечественной войны крестьянская тема отошла на периферию внимания живописцев. Однако радость беспримерной победы над фашизмом породила, наряду с помпезными официозными работами, множество произведений, замечательных по поэтичности и теплоте чувств, полных солнца, любви к родным просторам, к матери-земле. Автором подобных произведений был А. А. Пластов, полностью посвятивший себя крестьянской теме (Полдень. 1961).
Краткий период наступившей «оттепели» во второй половине 1950-х годов, благотворно сказался на интерпретации крестьянской темы, прежде всего в портрете, где ранее часто сказывалась печать идеологических клише. Портреты крестьян отразили процесс демократизации общества. Они отличаются простотой и разнообразием приемов «подачи» модели, естественностью, свободой поз и жестов (Н. Л. Веселова. Портрет председателя колхоза М. Г. Долгова. 1959; Л. В. Кабачек. Портрет доярки Р. П. Кузнецовой. 1959).
1960-е - 1990-е годы дали чрезвычайно пеструю панораму решений крестьянской темы. Наряду с характерными для предшествующих десятилетий портретами, сценами из современной жизни (Ф. В. Загонек. Гроза прошла. 1960-1961; А. П. Ткачев, С. П. Ткачев. Июньская пора. 1976-1977), создается значительное количество своеобразных историко-бытовых работ. Одной из лучших является картина В. И. Иванова «Семья. 1945 год» (1957–1964), рассказывающая о первых днях мирной жизни после победы над фашизмом. Его холст - характерный образец «сурового стиля», изображает торжественную крестьянскую трапезу, где за внешней сдержанностью эмоций скрываются глубокая нежность и радость вновь обретенной целостности.
На выставке, кроме шедевров живописи, показаны уникальные произведения народного искусства. Они призваны отразить разные стороны крестьянской жизни и многообразные проявления талантов из народа. Отдел народного искусства был создан в Русском музее в мае 1937 года. В основу его фондов легли коллекции бывшего Петербургского Кустарного музея, Школы народного искусства и отчасти - Музея Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, а также некоторых частных собирателей. За десятилетия своей деятельности отдел значительно пополнил свое собрание, главным образом за счет научных экспедиций в разные районы страны. Ряд предметов, обретенных в этих поездках, представлен на выставке.

Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России».

Генеральный информационный партнер Русского музея – радиостанция «Эхо
Москвы в Петербурге».

источник: Пресс-служба ГРМ