Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Родимые пятнышки мастерства

Родимые пятнышки мастерства

В «Манеже» открыта выставка художников Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Работы студентов размещены в нижнем зале, учителей — в верхнем.

В «Манеже» открыта выставка художников Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Работы студентов размещены в нижнем зале, учителей — в верхнем.

Основал академию в 1986 году художник Илья Глазунов. Она находится в Москве и располагается, что символично, там же, где до 1917 года находилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Высшее учебное заведение, созданное Глазуновым, следует традициям Петербургской императорской академии художеств. Об этом он неоднократно говорил в своих выступлениях, а также о том, что его студенты старательно изучают натуру, наследие старых мастеров, историю и культуру России. В народе этот художественный институт стали называть академией Глазунова.

\

Десять лет тому назад в «Манеже» уже показывались работы учителей и учеников из этого учебного заведения. И вот новая встреча. За прошедшие годы многое изменилось, и учеников стало больше, и учителей. Но общая установка на реализм, на верность традициям фигуративного искусства сохранилась.

\

Дипломные работы экспонируются особенно выигрышно. Они поставлены «во главу угла», чтобы все зрители видели, каких мастеров, каких специалистов выпускает академия. Много на первом этаже и обязательных курсовых работ. Например, голова натурщицы в двух поворотах — первый курс, анатомический разбор ноги — второй, экроше (фигура человека без кожи) — третий, обнаженная натура — четвертый курс. Во всем видна старательность, добротность. Похоже, что двоечников в этой академии нет. И все же не совсем понятно, почему зрителям надо показывать «штудии» — промежуточный этап на пути к мастерству. Может быть, из рекламных соображений. Вдруг кто-то увидит и захочет поступать в академию.

\

Гораздо интереснее рассматривать дипломные работы. Это все-таки определенный итог. Понятно, что выпускники для победного финиша выбирают темы важные, значительные. Связанные с историей страны и с ее выдающимися деятелями. Соответственно, и картины получаются большие, сложные, многодельные. Например, А. Левченков в дипломной работе «Портрет феодосийского миниатюриста Ветрова» (2003) продемонстрировал все свое умение. Все то, чему его учили. Лицо с морщинами и родимыми пятнышками он тщательно прописал. Сразу можно определить возраст портретируемого. Очки со сложными стеклами удались молодому художнику, свитер грубой вязки — тоже. Отдельно хочется похвалить вены на руках. Их можно даже пересчитать. Много сил и умения вложено в изображения домашних тапочек Ветрова. От острого взгляда художника не ускользнула и дырка диаметром в два сантиметра.

\

И это еще не все. Можно отдельно любоваться паркетным полом и отражением стула на нем. За спиной феодосийского миниатюриста находится стена. Она выступает в роли фона. Фон, а это полосатые обои, не пустует. Он весь завешан картинками, тоже выписанными достаточно тщательно. Их более двадцати. С левой стороны видна часть стола с ниспадающей скатертью. Дипломник А. Левченков не поленился и все складочки на скатерти тоже мастерски увековечил. Уверен, что за свою работу он получил высшую оценку.

\

То же самое, но с некоторыми вариациями, можно сказать и о дипломном произведении Д. Волкова «М. Ю. Лермонтов» (1997). Великий поэт находится в горах и полулежит на бурке. Он в мундире, в лайковых перчатках. При нем пистолет, кинжал. Опять-таки вещи тщательно прописаны и поэтому узнаваемы. Кинжал с пистолетом не перепутаешь. На заднем фоне — небо и розовеющая гора. Лермонтов обдумывает какое-то очень важное решение. Может быть, и строки новой поэмы. Например, «Мцыри». Невольно возникают параллели. В лице поэта есть что-то демоническое. Поэтому сразу же вспоминается «Демон» Михаила Врубеля.

\

Сравнивать Волкова и Врубеля не будем. Это совершенно разные миры. Сделаем одно принципиальное замечание. Врубелю не надо было демонстрировать свое мастерство. Он делал картину, а не дипломную работу. То есть он работал на создание единого и мощного образа, который и стал шедевром. А Волкову надо было показать свое умение, приобретенные навыки. Сил на создание образа у него практически не осталось. Вот, собственно говоря, и вся разница.

\

Противоречивые чувства вызывают и другие тщательно выписанные дипломные работы. Например, «Сократ» (1997) А. Акопова. Она выполнена в манере художника-академиста Генриха Семирадского. Сходство настолько явное, что начинаешь думать о копировании, о плагиате. Но это всего лишь очень вольное подражание. Молодой художник соревнуется с классиком и тем самым демонстрирует все свое умение. Если бы Генрих Ипполитович был жив, то, быть может, подарил Акопову грамоту со словами «победителю-ученику от побежденного учителя». Мысленно такую ситуацию вполне можно представить и порадоваться за ученика.

\

Но проблема все-таки есть. И она достаточно сложная. Когда передается мастерство от учителя к ученику, это обучение. К искусству сей факт не имеет прямого отношения. Человек, который выходит из академии, должен уметь все. Он и умеет. Может и дом нарисовать, и птицу, летящую в небе, а если понадобится, то и большую историческую картину для какого-нибудь дворца или особняка. Короче говоря, на выходе из академии мы имеем специалиста широкого художественного профиля. Мастера на все руки. Но, к сожалению, приобретая мастерство, студент частенько теряет индивидуальность. В каком-то смысле академия всех нивелирует. Это сложная проблема, мы ее только обозначили.

\

Что касается учителей, чьи работы заняли в «Манеже» весь второй этаж, то они представили очень профессионально сделанные вещи. Мастерство блестящее, порою весьма отточенное. Демонстрируются картины разных жанров: пейзажи, портреты, исторические полотна, натюрморты. Все вполне кондиционно, добротно. Выбрать что-то радующее глаз можно. Но так как организаторы выставки очень четко настаивают на одной идее («учитесь, учитесь, учитесь...), то и творения учителей мы оцениваем с точки зрения общего академического процесса.

\

Складывается приятное ощущение, что все в академии Глазунова поставлено на широкую ногу. Студенты талантливы, учителя — тоже. Процесс налажен. Впереди радужные перспективы. Лучшие из лучших наверняка будут востребованы. И, как нам удалось выяснить, это действительно так. Многие из выпускников находят работу. В том числе и за границей. Илья Сергеевич Глазунов с гордостью упомянул об одной студентке, которая после окончания академии получила работу в Ватикане. Пишет там картины на религиозные темы. В жестких рамках устоявшейся традиции.

\

Ну а искусство — это такая эфемерная и субъективная вещь. Да и у выставки в «Манеже» совсем другая задача. Учителя передают ученикам свои знания и свое мастерство. Замечательно. Но художник должен вырасти сам. И мастерство — это лишь фундамент. Рождение талантливого произведения сродни чуду. А чудо часто нарушает установленные законы.

\

Вот когда ученики пойдут своим путем, может быть, где-то вдали, «за горизонтом мастерства» и забрезжит оно... хрупкое и неуклюжее, вроде как неумелое искусство. Сплошь состоящее из нечаянных ошибок и дерзких заблуждений.