Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Чтец и ритор

Чтец и ритор

Худрук балета Малого оперного театра Николай Боярчиков больше всего любит читать хорошие книги, а затем пересказывать их.

Худрук балета Малого оперного театра Николай Боярчиков больше всего любит читать хорошие книги, а затем пересказывать их. Причем не простенькие какие-нибудь новеллы – "она любила, он развлекался, она умерла от разрыва сердца" – сюжеты, умещающиеся в десяток слов, не для него. Он берет в руки том "Фауста" или "Петербурга" и пересказывает его в танце, стараясь, чтобы ничего не пропало. В результате "краткое содержание" превращается в тетрадку текста мелким шрифтом, и не читавшие классиков зрители во время спектакля лихорадочно шелестят программками. Возмущаться этим так же неуместно, как досадовать на то, что Тредиаковский писал гекзаметром. Это – сознательно выбранный стиль и продуманная роль.

Боярчиков – чтец и ритор; в век, когда уже Библию перевели на язык SMS, он в литературе и танце предпочитает длинные периоды. На юбилейный вечер (в день торжества хореографу будет семьдесят лет и один месяц) имеет смысл пойти тому, кто сам живет в риторическом темпе – или обладает способностью в него переключиться, встроиться в долгое, изукрашенное метафорами время Боярчикова. Правда, особенно любимых хореографом 60-х в программе не будет – следов времени, когда выпускник Вагановского Боярчиков перестал быть танцовщиком в Малом, получил в Консерватории из рук Федора Лопухова диплом балетмейстера и отправился ставить спектакли в Пермь, в памяти труппы театра Мусоргского нет. Зато покажут дуэт из "Царя Бориса", сделанного в 1975-м в Перми и три года спустя перенесенного в Ленинград (главным балетмейстером Малого Боярчиков стал в 1977-м). Ветераны смахнут слезу, вспоминая, каким Борисом был Никита Долгушин; его совесть – Юродивый – долго выясняла с ним отношения. 80-е годы отчитаются дуэтом из "Макбета". Леди Макбет и ее мрачный муж швырнут в зал воспоминания о страсти, грохотавшей когда-то в этих сложных формулах речи. 90-е – фрагментами из "Петербурга" и "Фауста" (сцены – "Кабачок" и "Вальпургиева ночь").

А во втором отделении балетмейстер покажет, что хорошие книжки можно не только читать, но и перечитывать: в репертуаре театра давно есть "Ромео и Джульетта" на музыку Прокофьева, теперь же появится одноактная версия балета – и на сей раз Боярчиков взял увертюру-фантазию Чайковского. Потом, конечно, будут поздравления –как официальные, так и искренние, – цветы и подарки. Совершенно ясно, что с последними ни у кого из поздравляющих проблем не будет. Дом Книги от театра недалеко.

Юбилейный вечер хореографа Николая Боярчикова 27 октября Театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского

Анна Гордеева



TimeOut №77, 24 октября - 6 ноября 2005 г.