В декабре 2005-го исполняется 90 лет Георгию Свиридову. Юбилейные концерты пройдут в тринадцати (!) городах России (от Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского) и уже начались в сентябре с открытия памятника на родине композитора в Курске. В Петербурге в исполнении Капеллы прозвучат почти все крупные сочинения – помимо всенародно любимых иллюстраций к "Метели" (как же без них), хоровые циклы "Пушкинский венок" (28.10), "Курские песни" (29.10), "Песнопения и молитвы" (1.11), Поэма памяти Сергея Есенина (2.11).
Свиридов и был Есениным в музыке. Отличительные черты его стиля: ясная мелодическая мысль, прозрачное и мощное звучание, обманчивая простота и замечательная емкость музыкально-поэтического мышления. Если понимать религию как связь с чем-то высшим, то Свиридов – безусловно религиозный композитор. Когда официальный Союз композиторов третировал авангардистов – Шнитке, Денисова, Губайдулину, – Свиридов оставался в стороне, несмотря на то что вряд ли нашлась бы музыка, более чуждая ему. Лет пять назад были опубликованы фрагменты дневников Свиридова, и оказалось, что он живо интересовался новейшей западной музыкой – при этом, правда, называя додекафонию Шёнберга "еврейской школой". В конце жизни Свиридов возвышался живым памятником себе самому. Но несмотря на все официозные почести, вопреки тому, что его фактически объявили государственным композитором, Свиридов по-прежнему находился в поиске. Огромное количество неоконченных сочинений, которые нам еще только предстоит услышать, обогатят представление о нем как о столпе русско-почвенной традиции.
Б.Ф.
28.10 – 2.11 Капелла
TimeOut №77, 24 октября - 6 ноября 2005 г.