Двойной портрет в общей раме состоит из параллельных выставок: "ХХ век. Санкт-Петербург в фотографиях" (из фондов Архива кинофонофотодокументов и частных собраний) и "Городские портреты – урбанистическая антология" (из стокгольмского Музея Города). В шведской части – около 150 работ шестнадцати фотографов, "портретировавших" Стокгольм с 1860-х. Собраны представители всех школ и течений, реалисты и конструктивисты, пиктореалисты и постмодернисты. Получился город-коктейль из домов, лиц, улиц, машин, теней. Пропорции – на вкус времени, смешать, но не взбалтывать. Ингредиенты все знакомые: гранит, расчерченный в клеточку мостовых и в линейку ступеней, простор, водная гладь, рассекающая город надвое, шпили, мосты (есть и разводные), пароходики и порой наводнения. Туманы, снег и самоубийцы, перепрыгивающие с льдины на льдину в сотне метров от берега. Рекламы, белье на веревках, играющие дети, прогуливающиеся пары, одиночки – непременно задумчивые.
Авторы предлагают сравнить физиономии Петербурга и его старшего брата. Выражение лица Стокгольма – мирное и отрешенное. "Надменный сосед" давно расстался с имперскими амбициями. Этот город в XX веке не знал ни войн, ни революций. Он сохранил от "доброй старой Европы" спокойствие в лицах жителей, которым сегодняшние обитатели Стокгольма не отличаются от горожан 1913 года. Город, где король – в обеденный перерыв, наверное? – сидит на ступенях набережной и смотрит на лебедей. А его подданные пишут на окнах кафе: "Извините, мы не говорим по-русски (-французски, -японски), но у нас очень хороший кофе".
Вадим Басс
С 3.11 Выставочный зал Музея городской скульптуры
TimeOut №77, 24 октября - 6 ноября 2005 г.