Японцы давно уже научились у европейцев всему, чему хотели, и теперь сами готовы давать уроки – в искусстве, литературе, музыке, дизайне. Георг Маттес, больше 30 лет живущий в Токио, подпал под обаяние японской культуры. Он работал как фотограф и видеохудожник, был журналистом на крупных телеканалах, снимался в телевизионных шоу и художественных фильмах. Особенно интересны его опыты в области традиционных комиксов-манга, давно ставших, наряду с японской кухней, модой, техникой и анимацией, одной из главных статей национального экспорта.
То, что рисует Маттес, мало похоже на фирменную японскую мангу, больше напоминает психоделические картинки и плакаты 70-х годов. Но сами японцы такой авторский подход оценили. Ежедневная газета Yumiuri Shimbun еще в 1972 году публиковала его небольшие комиксы "на злобу дня". В своих фото- и видеоработах Маттес старается разрушить стереотипные представления о Стране восходящего солнца. Герои его фотографий выглядят одновременно как бесполые космические пришельцы и как актеры театра кабуки. Маттес снимает поколение японцев, которое называют "син-дзинруй" – "новое человечество". Они выросли в мегаполисах, похожих на декорации к фантастическим фильмам, высоки ростом, лица у них почти европейские. С их помощью Маттес представляет "настоящую" Японию, которая сегодня – ни Восток, ни Запад, а скорее модель всеобщего индустриального будущего.
Саша Комарова
С 20.10 Русский музей, Строгановский дворец
TimeOut №77, 24 октября - 6 ноября 2005 г.