Выставка названа просто и без патетики. Поди пойми, кто такой Михаил Барышников, – вроде бы и фотографа такого нет. Между тем автор фотографий именно тот, Michael Baryshnikov, всемирно известный танцовщик, любимец Джорджа Баланчина, возлюбленный Лайзы Миннелли, по происхождению – русский, по мировоззрению – космополит. Выставка будет увертюрой к XI торжественной церемонии награждения лауреатов высшей театральной премии города "Золотой софит".
В сущности, четыре десятка фотографий, выбранных для экспозиции, интересны лишь тем, что сделаны знаменитостью. Конечно, летать и воспарять у Барышникова получается лучше, чем фиксировать реальность на пленку. В подобных случаях все приходят именно на имя и не замечают явных недостатков работ. И поступают правильно, ведь эта "параллельная лексика" создается не для публичной демонстрации, а для собственного удовольствия. Барышников говорит, что любит снимать, и снимает все подряд: "разного рода людей, места знакомые и узнаваемые, в общем все, что попадает в поле зрения". Тут и Бродский, куда-то спешащий, и одноэтажная Америка, и пустынные ландшафты, и яркая нью-йоркская молодежь, и заглядывающие в глазок фотокамеры дети. Предпочитает эстетскую черно-белую гамму, хотя иногда снимает в цвете – пейзажи, к примеру. Ему не важно, какими получатся снимки. Неправильный ракурс, сбитый фокус и неуравновешенная композиция. Главное – поймать момент. Барышников, будто предчувствуя критический настрой зрителей, поспешил назвать представленные снимки "интимным монологом о жизни" – не придерешься.
О.Х.
С 25.10 Дом актера; С 8.11 Музей истории фотографии
TimeOut №77, 24 октября - 6 ноября 2005 г.