Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Ягодица становится человекомПремьера Романа Виктюка «Последняя любовь Дон Жуана»

Ягодица становится человекомПремьера Романа Виктюка «Последняя любовь Дон Жуана»

Премьера Романа Виктюка «Последняя любовь Дон Жуана»Евгений СОКОЛИНСКИЙЗрителю, удобно расположившемуся в кресле промороженного зала Мюзик-холла, сразу бросался в глаза парадный портрет актера Дмитрия Бозина в два человеческих роста.

Премьера Романа Виктюка «Последняя любовь Дон Жуана»
Евгений СОКОЛИНСКИЙ

Зрителю, удобно расположившемуся в кресле промороженного зала Мюзик-холла, сразу бросался в глаза парадный портрет актера Дмитрия Бозина в два человеческих роста. Малиновый Бозин, естественно, обнажен. Причем художником выбран ракурс такой, что правая ягодица в центре композиции пронзительно смотрит на завороженного зрителя (правда, хороши эти четыре «з»?). Черная пятка тоже, мягко говоря, бьет в нос. Словом, Микеланджело пополам с Роденом грызут локти в лучшем
из зарубежных миров.

Известно, Виктюк — мастер пластических форм. Посмотрели бы мы на ягодицу, последили бы, как Бозин и еще парочка мужчин подпрыгивают на батуте, лазают по шесту, бродят под колосниками, и радостно уползли по направлению к метро (идти с гордо поднятой головой по заледенелому Кронверкскому променаду опасно для жизни). Больше ничего и не надо. Мне почему-то вспомнилась одна интеллигентная старушка. Она объясняла свои отношения с близким человеком: «Я готова сварить мужчине обед, но еще с ним и разговаривать!».

\

Прошу понять меня правильно. Эрик, он же Эмманюель Шмитт, — автор нескольких сценически эффектных пьес. Мы только что короновали А. Фрейндлих за «Оскара» Э.-Э. Шмитта, годом раньше воспели С. Мигицко за «Фредерика» опять же Шмитта. Тысячную версию легенды о Дон Жуане можно было бы изложить в двух словах: пяток знатных дам, обслуженных некогда Дон Жуаном, собрались его судить и женить на девчушке Анжелике, но призадумались...

\

Виктюк разверзает в этом немудреном анекдоте такие бездны, манера произнесения текста исполнителями столь сложна, что напряжение в зале становится нестерпимым. Актрисы в «Дон Жуане» говорят примерно так: «Счастье — пауза 2 минуты — имеет — пауза 2 минуты — аромат — пауза две минуты — гниющего — пауза — фрукта». Пока графиня де ла Рош-Пике доведет фразу до конца, можно богу душу отдать.

\

Кстати, в роли графини мы ожидали увидеть умыкнутую Виктюком из Театра Комедии фотомодель Александру Флоринскую, но режиссер не рискнул ее нам показать. Ну, конечно, виктюковские герцогини с графинями у Генри Хиггинса не занимались русской речью, поэтому на продавщиц цветочного магазина не тянут. Ну да бог с ним, с аристократизмом. Исполнительниц «Дон Жуана» можно понять. Они совершают подвиг насилия над собой. Тяжело изъясняться нисходящими каденциями. Представляю, как мэтр за кулисами ругает юную А. Подсвирову-Анжелику: «Доця, ты почему произнесла третье слово как нормальный человек?!».

\

И слова-то какие! Что ни предложение, то афоризм. Произнесет герцогиня де Вобрикурт (Людмила Погорелова): «Павлины не умеют летать» (это посильнее Горького!), — и на тебя будто столбняк нападет. Ведь правда не умеют. И так над павлином задумаешься, что полчаса действия проскочит. А Дон Жуан (Бозин), наша Саломея без семи покрывал (второй спектакль гастролей), — вылитый Хлестаков. «Люблю, — говорит, — срывать яблоки наслаждения».

\

В спектакле много для Виктюка личного, исповедального. В другой раз герцогиня (из этой женщины в черном кружевном белье особенно выглядывает Виктюк) отважно заявила: «Могу я в своем возрасте молоть чепуху когда захочу!». В день петербургской премьеры «Дон Жуана» Роману Григорьевичу исполнилось 69 лет, и я буду всеми силами отстаивать право на молотьбу уважаемого художника, вступившего в свою семидесятую зиму.

\

Впрочем, еще немного о спектакле, его пафосе. Вы, конечно, заинтригованы, почему женщины отказались судить Дон Жуана. Только через два с половиной часа тайна раскрылась. Бозин (Жуан), воплощающий помесь Тарзана с Прометеем, постоянно ласково перебирает свои цепи (непонятно к чему прикованные). Что-то с ним не так. Оказывается, встреча с братом соблазненной Анжелики перевернула сознание Жуана. Бывший обольститель испытывает страшные муки неосознанного гомосексуализма, теперь он уже не вполне мужчина. Сердобольные возлюбленные помогают ему понять: только перемена пола может сделать севильца подлинным человеком. А иначе он, изготовив множество донжуанчиков на всем пространстве Европейского Союза и за его пределами, останется несмышленым ребенком, почти животным. Обидно, не все из нас смогут дорасти до человека, но радостно: хоть Бозин с Жуаном дойдут до апофеоза или, выражаясь словами Шмитта: «Отправятся по другую сторону самого себя».

\

Все-таки Виктюк, несмотря на свой зрелый возраст, не стыдится всыпать в глубокую философию щепоть легкомыслия. На коду вместо ожидаемого финала 9-й, или Героической, симфонии Бетховена он пускает запись шаловливой французской песенки «Дон Жуан». Ах, Роман Григорьевич, сколько в Вас еще таится! И кто там в малиновом жакете выходит, строгий, на поклон? Виктюк — всегда Виктюк!