С 27 ноября по 29 декабря в Театре музыкальной комедии будет проходить юбилейный показ спектаклей, в которых заняты любимые поколениями зрителей артисты Зоя Виноградова и Виталий Копылов.
На концертах их объявляют так: «Народные артисты России — Зоя... — залу, как правило, все понятно, и ведущий заканчивает, с трудом перекрывая аплодисменты — ...Виноградова и Виталий Копылов!».
\
Эта пара — один из самых прочных творческих и семейных союзов — знакома ленинградцам-петербуржцам уже полвека. Они — лицо Театра музыкальной комедии, но знают их и те, кто практически не бывает в оперетте, но видел артистов на эстраде, в кино, слышал по радио.
\
Зоя Акимовна пришла в здание на Итальянской в 1949 году (актеров с таким стажем в труппе сейчас нет). Профессионального образования у нее не было. Несколько лет заводской самодеятельности — и все. Критика заметила ее сразу. Появилась фраза в рецензии, две, абзац, творческий портрет... Композиторы говорили о феноменальной музыкальности. Голос у Виноградовой несильный, но звонкий, гибкий, ласкающего колокольчатого тембра.
\
В 1955 году пришел в театр Виталий Копылов, обладатель красивого баритона консерваторской школы. Они встретились, и, по признанию Виталия Ивановича, их «как магнитом потянуло друг к другу». Поди разберись, что тут первично — семейное счастье или гармоничное партнерство на сцене.
\
Они играли вместе в «Поцелуе Чаниты», в «Цыганской любви» — как искренна была любовь их героев! — во множестве забытых ныне пьес. Сейчас — пожилые пары в спектаклях «Мистер Икс», «Королева чардаша». Даже если случается играть порознь, индивидуальности их словно перекликаются.
\
С легкой руки Кальмана героиней оперетты часто становилась «женщина-фиалка» — скромная, чистая, верная. Именно она побеждала в любви в противовес «женщине-розе» — тщеславной и холодной красавице. Зоя Виноградова создана для типа «фиалки»: трогательно маленькая, с доверчивыми голубыми глазами, сохранившая что-то детское в облике и повадках. В конце 1950-х годов она уже была известна всей стране по фильму режиссера Ю. Хмельницкого «Мистер Икс», исполнив роль Мабель. Ее Элиза Дулитл в «Моей прекрасной леди» была названа лучшей в стране. Анна Антоновна Атуева в «Свадьбе Кречинского» также увековечена в одноименном фильме режиссера В. Воробьева.
\
Амплуа Виталия Копылова стали каскадные и характерные роли. Какое-то юношеское простодушие осталось в нем по сей день. Роль Володи в оперетте «Мы хотим танцевать» запомнилась лирическим романсом «Опять река ломает лед» (музыка А. Петрова), который стал украшением спектакля.
\
Позже были роли в мюзиклах «Свадьба Кречинского» (Федор) и «Дело», где он сыграл Ивана Разуваева, умного, честного, надежного мужика, воплощение русского крестьянского характера.
\
Разумеется, это то, что память выхватывает наугад. На двоих у них — 180 ролей.
\
Сейчас оба заняты в спектакле «Мы из Одессы, здрасьте!» — едва ли не первый опыт современной русской оперетты. Герои — постаревшие персонажи «Белой акации» Дунаевского, эмигрировавшие в Америку. Зоя Акимовна играет бывшую гордую красавицу Ларису, естественно, изменившуюся за 50 лет, а Виталий Иванович — управляющего нью-йоркским рестораном, любимца публики мсье Филиппа.
\
Через месяц, 29 декабря, в Театре музыкальной комедии будет отмечаться тройной юбилей: две круглые даты со дня рождения и 50-летие совместной работы Зои Виноградовой и Виталия Копылова. Ведущим торжественного вечера «Объяснение в любви» будет Александр Белинский.