Мастера-позолотчики преобразят прославленный театр.
Гостей отреставрированного театра\ ждет много сюрпризов
\
Каждый день Александринский театр преподносит реставраторам сюрпризы. Под слоями штукатурки, паркета и за фальшстенами скрываются настоящие исторические клады! Некоторые даже не значатся ни в одном архивном документе, на которые опираются мастера во время реконструкции прославленного театра.
100 тонн металлолома
Столь масштабная архитектурная реконструкция театра проводится впервые за всю историю его существования. Одна из главных задач - вернуть Александринке тот самый вид, который был задуман великим Карло Росси. На пути к этой цели мастера, коих здесь ежедневно работает более двухсот человек, уже демонтировали огромное число металлоконструкций. Вывезли со сцены и из трюма 100 тонн металлолома, сняли со стен безумное количество штукатурки, а с чердака вынесли десятки мешков прогнившего изоляционного покрытия. Часть этого «добра» покоится на подмостках в ожидании путешествия на свалку. Сама же знаменитая сцена наглухо закрыта от зрительного зала металлическим противопожарным занавесом.
- Сейчас и по нему проектировщики решают вопрос, поскольку современным нормам он уже не соответствует, - говорит главный специалист отдела технадзора ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Валерий Подобед. - Ну а что касается самой сцены, то мы заменим покрытие и опустим ее на 14 сантиметров. Как это и было у Росси.
Ключи от царской ложи не менялись уже многие десятки лет.
Кстати, кусочки старых досок «александринцы» хотят подарить друзьям театра и преданным зрителям в качестве сувениров.
Розовые леса и золоченые клады
Зрительный зал сейчас сверху донизу затянут строительными лесами странного розового цвета.
- А это специальное противопожарное покрытие, - проводит корреспонденту «Комсомолки» строительный ликбез Валерий Подобед.
Работы еще непочатый край. Но уже засияли позолотой барьер бельэтажа, царская и портальные ложи. А вот в ложе императрицы Александры Феодоровны, в честь которой театр получил свое имя, осталось лишь повесить люстру и поставить мебель. Здесь тоже не обошлось без интересных находок. Сняв многочисленные слои штукатурки с потолка, мастера увидели кусочек росписи - золотые звезды на небесно-голубом фоне. Под ними же ничего не было. Cтало ясно, что именно так был украшен плафон ложи императрицы.
- Александра Феодоровна была урожденной прусской принцессой, - рассказывает заместитель директора театра по научной части Александр Чепуров. - И ее любимым спектаклем была опера «Волшебная флейта» в Берлинском театре, сцену которого украшал голубой занавес с золотыми звездами. По желанию императрицы этот элемент перенесли и в петербургский театр. Также был обнаружен и подлинный россиевский дубовый паркет, рисунок которого мы воспроизведем и в других помещениях театра.
Золоченый клад обнаружили и при разборе бывшей императорской ложи, в которой в 50-е годы оборудовали радиорубку. За звуконепроницаемой фальшстенкой покоились покрытые позолотой карнизы, которые, видимо, советские мастера спрятали от глаз проверяющих до лучших времен, когда потомки захотят вернуть театру былое великолепие.
Старинную роспись на плафоне зрительного зала восстановили полностью.
Могучему приглянулась необычная «сцена»
Возврат к истории произошел даже на крыше Александринки. Здесь установили девять световых фонарей, спроектированных Карло Росси для естественного освещения декорационного зала, расположенного под самой крышей. В советские времена они имели пирамидальную форму. Но по архивным документам специалисты установили, что фонари были плоскими, вровень с крышей. Мастера заменили все проржавевшие металлические детали и установили на фонари, которые, по сути, представляют собой большие окна, новые стеклопакеты.
- Возможно, что в этом зале сделает спектакль Андрей Могучий, - открыли замыслы знаменитого режиссера «александринцы». - Во всяком случае, он так хотел.
Историческая роспись украсит и кабинет худрука театра. А вот один из «неисторических» моментов все же решили оставить. Согласно архивам обивка кресел в 1832 году была голубой. Но последние поколения зрителей сиживали на бордовых креслах. Именно этот цвет решено оставить. И без голубой обивки театралов, перед которыми Александринка распахнет двери в августе следующего года, ждет немало неожиданностей и сюрпризов.
Анна КОСТРОВА
\