Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Код Чайковского,или Раз Щелкунчик, два Щелкунчик

Код Чайковского,или Раз Щелкунчик, два Щелкунчик

или Раз Щелкунчик, два ЩелкунчикВладимир ДУДИНВ Театре оперы и балета Консерватории в разгаре новый зимний арт-проект — I международный Рождественский фестиваль «Щелкунчик».

или Раз Щелкунчик, два Щелкунчик
Владимир ДУДИН

В Театре оперы и балета Консерватории в разгаре новый зимний арт-проект — I международный Рождественский фестиваль «Щелкунчик». Словно на карнавальном параде, друг за другом шествуют разные версии бессмертного балета Петра Ильича Чайковского.

Фестиваль открылся накануне Нового года. Большая выставка работ студентов художественных вузов, посвященная «Щелкунчику», а также эскизов и костюмов Михаила Шемякина к его знаменитой версии сказки Гофмана заполнила роскошное архитектурное пространство зрительной части Театра Консерватории. Это была полноценная прелюдия искусства молчаливо-визуального к искусству синтетическому — аудиовизуальному, балетному.

\

Щелкунчик-ребенок, Щелкунчик — святочный козел, Щелкунчик-влюбленный и Щелкунчик-воспитатель — четыре версии, представленные на фестивале разными театрами, убеждали в бесконечности интерпретаций «кода Чайковского». Каждая из версий внятно доказывала свое право на существование. Трогательные танцы детей Петербургского театра детского балета с умилительно-нестрашными девочками-мышатами уступали место вакханалии взрослых в чуть жестковатой, но стильной и цельной «воспитательной» версии Никиты Долгушина. Свежо воспринималась шведско-эстонская, точнее, самая международная версия «Щелкунчика» труппы театра «Ванемуйне». Вместо привычной куклы-орехокола — святочный козел, вместо Маши и Принца — дети-сироты Петер и Лотта, вместо Арабского или Китайского танцев — танцы лунатиков и бумажных снеговиков... И еще множество причудливых метаморфоз. И все это — в рамках буржуазно-бюргерского мирка рождественского сюжета Гофмана, открывшего свою мифотворческую универсальность.

\

Кульминация еще впереди — финальный гала-концерт намечен на 14 января. На пышном дивертисменте будет представлено творчество мэтра отечественного балета, идейного вдохновителя фестиваля Никиты Долгушина: оригинальная одноактная композиция «Сны» на музыку Чайковского, классический триумф «Свадьба Авроры» из его же «Спящей красавицы». Здесь же состоится российская премьера нового балета Долгушина «Воспоминание о детстве» на музыку всем знакомого «Детского альбома». В спектакле заняты совсем юные танцовщики — учащиеся возглавляемой Долгушиным балетной школы «Кантилена», а солировать будет сам Мастер.

\

«Это не пластическая иллюстрация «Детского альбома», а, скорей, отрывочные воспоминания о детстве человека, который уже прощается с жизнью, — говорит о своем новом балете хореограф. — Все в жизни скоротечно — вчерашние дети сегодня становятся взрослыми, а завтра они покинут этот мир. И об этом нужно помнить. Но музыка остается, любовь к природе остается, и возможность общения с небесными сферами, которые могут послать или не послать тебе вдохновение — это всегда остается.

\

Главный герой балета — Композитор (мы не называем его Чайковским). Это, если хотите, продолжение, другая ипостась моего Дроссельмейера из «Щелкунчика». В каком-то смысле эта роль для меня автобиографична. Но у меня там нет ни одного по-настоящему танцевального движения. Потому что в своем возрасте я не хочу быть смешным. Но если Марта Грэхем выходила на сцену в 90 лет, и Хосе Лимон... В конце концов, я — лицедей. Сара Бернар вообще ночевала в гробу — приноравливалась, привыкала, готовилась...»

\

На снимках: Никита Долгушин и сцена из балета «Щелкунчик» в его постановке.