Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Минус Солнцев

Минус Солнцев

Роман Солнцев попал в финал премии «Букер — Открытая Россия» сразу с двумя романами. Это стало неожиданностью для тех, кто его книги читал.

Роман Солнцев попал в финал премии «Букер — Открытая Россия» сразу с двумя романами. Это стало неожиданностью для тех, кто его книги читал. И тем более удивило тех, кто вообще этого имени не слышал.

Впрочем, шорт-лист Букера единодушно признан самым неудачным за всю историю премии. Об этом говорили многие критики. Может, поэтому на фоне остальных произведений романы Солнцева не выглядят совсем уж потерянными. Впрочем, премию Солнцев не получил, дело уже прошлое, но уже само упоминание этих романов среди лучших работ года заставляет к ним обратиться.

\

Романы эти не равны по своим художественным достоинствам. Если «Минус Лавриков. Книга блаженного созерцания» удобно укладывается в рамки определения «средненький роман», то «Золотое дно (Несгоревшая рукопись Льва Хрустова)» можно смело назвать произведением провальным.

\

Книга «Минус Лавриков» посвящена исследованию загадочной русской души. Главный герой выходит из дома с большой суммой денег (назанимал у знакомых), чтобы провернуть весьма выгодное дело. Деньги у него отбирают, поэтому домой он решает не возвращаться. Его странствия по различным деревням Сибири — вот сюжетная канва романа.

\

Неубедительны поступки героя, непонятна их мотивация... Как писал в одном из ранних рассказов Виктор Ерофеев, читатель, «усомнившись раз, дальше не верит уже ничему». Почему герой после ограбления не пошел в милицию? Почему бросил на произвол судьбы жену с дочкой? Автор, конечно, вправе распоряжаться мыслями и действиями своего персонажа как ему заблагорассудится, но, заронив зерно сомнения в душу читателя, он не может рассчитывать на адекватное восприятие своего текста.

\

Судя по всему, автор стремился создать в своем произведении некий микромир с особой атмосферой, внутри которого все поступки героя выглядели бы логично. Не получилось. Ни язык, ни композиция романа, ни система персонажей не работают на сюжет. Вот почему у читателя возникает так много вопросов. У Василия Шукшина (которому, кстати, Солнцев вольно или невольно подражает) есть киноповесть «Ваш сын и брат». Один из ее героев совершает поступок, по духу близкий к поступкам Лаврикова. Он бежит из тюрьмы, зная, что сидеть ему осталось всего три месяца. Казалось бы — бред, абсурд, такого не может быть! Но повесть Шукшина написана так, что побег персонажа из тюрьмы воспринимается с пониманием и сочувствием, и никаких вопросов не возникает.

\

У «Минус Лаврикова» есть свойство, которое, возможно, многое объясняет. Он легко читается — проглатывается за вечер. И поскольку автор претендует на нечто большее, чем авторы дорожного чтива, то уж лучше читать этот роман, чем совсем тупые детективы.

\

Но горе тому, кто возьмется в час досуга за роман «Золотое дно». 160 страниц формата А4 самым мелким шрифтом с трудом поддаются анализу. В «Золотом дне» Солнцев пишет о дружбе-вражде бывших пламенных строителей новой жизни (речь идет о строительстве ГЭС в одном из сибирских городов), а ныне раскиданных кто куда людей. Действие романа происходит на фоне большой стройки. Сюжет, достойный эпоса. На эпос, видимо, Солнцев и замахивался. В итоге получилось произведение, которое просто невозможно читать.

\

Если в «Минус Лаврикове» при всех нелепостях сюжетных линий происходящее было понятно, то в «Золотом дне» непонятно вообще ничего. Роман написан так, как если бы на стройку ГЭС приехал совершенно посторонний человек и принялся бессистемно конспектировать все, что происходит вокруг, не заботясь о том, что конспектам надо придавать хоть какую-то форму.

\

Такие эксперименты бывают интересны только в рамках авангардного искусства. Например, когда-то известный американский художник Энди Уорхол проводил подобные опыты: фиксировал на камеру жизнь как она есть. Но он-то был авангардист! Солнцев же явно претендует на то, что написанное им произведение реалистично, и чужд заигрываниям с актуальным искусством...

\

Так что об этих романах читатель смело может забыть. Ведь он вовсе не обязан тратить время на то, что навязывало ему жюри престижной российской литературной премии.

\

Роман Солнцев. Минус Лавриков. Книга блаженного созерцания/«Нева», 2004, № 8.

\

Роман Солнцев. Золотое дно (Несгоревшая летопись Льва Хрустова)/«День и ночь», 2005, № 3 — 6.