участникам выставки в Музее Ахматовой «Россия: Сокровенный другой»
Мария ЕФИМОВА
Холст — экран телевизора. Палитра — клавиатура ноутбука. Кисть — джойстик. Современные художники использовали эти современные инструменты, чтобы осмыслить авторитарные политические режимы, идеологии, природу революции и жизнь людей в переходный период.
Россия для американских, шведских и ирландских художников до сих пор, вероятно, остается «Сокровенным другим». Пусть выросли уже совсем «несоветские» люди. Пусть слово «коммунизм» перестало быть популярным за границей, а на планете Земля появились другие угрозы для мирной свободной жизни.
\
Иностранныe художники всматриваются, без преувеличения, в историю. Хоть ракурс за многие годы изменился, во взгляде по-прежнему сквозят наивность, снисходительность и удивление.
\
Например, художник Джим Финн снял на любительскую видеокамеру футбольные матчи, записал с телевизора рекламные ролики и старые фильмы. Затем ловко порезал кадры и подложил под видеоряд советские и латиноамериканские революционные песни. Таким образом автор проекта демонстрирует абсурдность и одновременно универсальность этих текстов и мелодий.
\
Марк Бозвел три года снимал 20-минутный фильм «Миссия» — фантазийную историю о том, как Ленин попал в США после развала СССР и познакомился с тамошними миллионерами и бедняками. Капиталистический мир в видении то ли Бозвела, то ли Ленина оказался неким туманным, довольно темным обиталищем странных, неприятных персонажей.
\
Жаклин Госс предложила на суд зрителей работу «Как исправить мир?», где анимационные узбекские колхозники 1930-х гг. на английском языке рассказывают о том, что такое «новый человек» и, собственно, коллективное хозяйство.
\
«Россия: Сокровенный другой» — проект скорее социальный, нежели художественный. Своими работами художники пытаются определить место России в современном мире. Никому не навязывая свое, в общем, некомпетентное и немного наивное мнение. Весьма вероятно, что в странах Европы он вызвал бы гораздо больший интерес, чем в России, где и происходили события, описанные художественным языком.
\
Здешние зрители в данном случае понимают все про себя несколько лучше, чем иностранные искатели и философы. Их шутки не всегда уместны, а ирония иногда могла бы быть тоньше, глубже. В целом выставка интересна больше формой, чем содержанием. Очень уж необъятен предмет художественного исследования; не укладывается в формат компьютерной игры или любительской короткометражки. А фантазии и домыслы, пускай и талантливые, заметно уступают реальности.