Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Валерий Фокин: Нужно доказывать, \ что ты живой

Валерий Фокин: Нужно доказывать, \
что ты живой

Свои пожелания, связанные с техническим оснащением театра, Фокин донес и до Михаила Швыдкого. Художественный руководитель Александринского театра привык жить на две столицы\ Наступивший год для Александринки особый.

Свои пожелания, связанные с техническим оснащением театра, Фокин донес и до Михаила Швыдкого.

Художественный руководитель Александринского театра привык жить на две столицы

\ Наступивший год для Александринки особый. Прославленный театр празднует 250-летие. И в связи с этим и у труппы, и у художественного руководителя Валерия Фокина хлопот невпроворот! А ведь еще несколько лет назад многие говорили о творческом кризисе Александринки. Но с приходом знаменитого Фокина театр, похоже, набирает обороты.

\ Вайда аплодировал стоя
\
\ - В прошедшем году театр немало гастролировал за рубежом. И говорят, что в Польше на ваш спектакль пришел сам Анджей Вайда…

\ - Да, мы ведь с ним давно знакомы, - улыбается Валерий Владимирович. - На сцене Национального театра в Варшаве мы показывали «Двойника» Достоевского и мой московский спектакль «Шинель». Реакция была очень интересная, в зале были самые знаменитые люди. Мне это было важно еще и потому, что у нас сейчас с поляками не самые лучшие отношения. Но когда ты видишь в зале Анджея Вайду, многих знаменитых актеров, которые аплодируют стоя, это говорит о том, что всякие политические осложнения - дело временное. До поездки в Польшу мы были на гастролях в Южной Корее, после Польши - в Финляндии. У нас ведь здание закрыто, и мы должны активно играть в городе на разных площадках и, конечно, гастролировать. Нужно форму держать! А зарубежные гастроли добавляют внутренней уверенности, которая, как мне кажется, для этой труппы очень важна. Хотя главные оценки должны быть дома.

\ - Нынешний год будет таким же «выездным»?

\ - Гастроли, конечно, будут. Но поскольку год юбилейный, нам не очень до них. Даже отпуск у коллектива не будет полноценным, поскольку к 30 августа мы должны подойти во всеоружии. Потом сразу начинается фестиваль национальных театров. Пригласили поляков, финнов, ведем переговоры с Миланом. Затем репетиции.

\ Мы, конечно, уже сейчас готовим спектакли. Андрей Могучий репетирует Гоголя «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Теодорос Терзопулос, классик европейской режиссуры, «Эдипом-царем» 15 сентября откроет фестиваль. А у меня в декабре должна быть премьера «Живого трупа».

\ Желание перемен
\
\ - Вы в Петербурге уже почти три года. Приглашенное руководство коллектив обычно встречает настороженно. А как александринцы встретили вас?

\ - Очень хорошо. На протяжении многих лет театр был не в лучшей форме. Поэтому приход мой был воспринят и как надежда, и как желание перемен. Другое дело, что сегодня ситуация тоже поменялась. Многие привыкли к нынешнему уровню. Но ведь это не означает, что все ему соответствуют.

\ С 1 января у нас введены высокие зарплаты, театр вышел на уровень национальной сцены. Но я все время говорю коллективу, что высокие зарплаты не будут переданы механически. Чтобы много получать, нужно и работать соответствующе. Производить реформы только внешние, а внутри\ ничего не колыхнуть, невозможно! Труппа должна быть меньше, мобильнее. В ней должны быть представлены актеры разных поколений.

\ У нас сейчас плохо с молодежью, поэтому я беру шестерых студентов с курса Вениамина Фильштинского. Мне кажется, что юбилейный год будет тяжелым. Это связано и со зданием, и с репетициями. Но он будет тяжелым и организационно.

\ - Придется кого-то увольнять?

\ - В процессе формирования труппы часть артистов ушла, на их место пришли другие. И это естественно. Что касается организационных сложностей, то у нас фактически будет три сцены: новая, строительство которой должно закончиться через два года, основная и площадка в 7-м ярусе. И на них могут идти три спектакля. Следовательно, эта труппа должна работать на трех площадках. А не то, что 20 человек будут работать, а еще 50 просто высокие зарплаты получать.

\ Жизнь на две столицы
\
\ - Вам фактически приходится жить на две столицы…

\ - Я уже привык, и особых проблем нет. Больше их у моей семьи, которая живет в Москве. Особенно не в восторге мой 10-летний сын Кирилл.

\ - Но в Первопрестольной вам не приходится просто наслаждаться общением с семьей. Вы же и там продолжаете работать!

\ - И много. Но центр Мейерхольда - это другая модель. Там нет труппы, нет репертуара. Да, я делаю спектакли. Но могу и не делать. А Александринка все-таки репертуарный театр…

\ - А как обычно отдыхаете от такого сумасшедшего количества работы?

\ - Смотрю футбол. К сожалению, в Петербурге пока не могу организовать себе спутниковую тарелку, а в Москве смотрю главным образом футбольные каналы. Для меня футбол - это момент, когда я могу и отвлечься и отдохнуть. Но все равно ты 24 часа живешь театром. Нельзя сказать, что ты раз - и отключился от всего!

\ - А супруга чем занимается?

\ - Таня - помощник Людмилы Швецовой, первого заместителя Юрия Лужкова. Поэтому как ее правая рука носится с ней без выходных с утра до вечера. Мы с Таней познакомились на театральном фестивале, менеджером которого она была. Так что у нее есть эдакая любовь к организаторскому делу. И то, что она, как и я, очень много работает, позволяет нашей семье балансировать.

\ - А Кирилл, наверное, с легкой родительской руки учится в какой-нибудь престижной школе?

\ - Мы его забрали из такой школы с уклоном в культуру, театр. И Табаков тоже своего сына забрал. Потому что дети в основном занимались играми и театром. Но потом мы, родители, вдруг обнаружили, что их не учат ничему! Поэтому сейчас Кирилл учится в обычной школе с углубленным изучением английского языка, где надо заниматься, где на дом дают задания.

\ - Вы строгий режиссер?

\ - Конечно!

\ - Кричите?

\ - Только по молодости было. А сейчас-то что кричать? Можно и без этого добиться желаемого. Может быть, мне сейчас легче так рассуждать, потому что уже есть какой-то авторитет. Но экзамены режиссер держит всю жизнь. Независимо от титулов и премий. Нужно доказывать, что ты живой, потому что в нашей профессии то, что ты делал вчера, мало кого волнует.

\ ДОСЬЕ «КП»
\
\ Валерий Владимирович Фокин родился в 1946 году. Закончил театральное училище имени Б. В. Щукина при театре имени Вахтангова. Народный артист России, лауреат четырех государственных премий России, заслуженный деятель искусств Польши, художественный руководитель и директор Театрально-культурного центра имени Мейерхольда, художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринского). Ставил спектакли на сценах США, Польши, Венгрии, Германии, Швейцарии, Японии, Франции.

\ Анна Кострова
\ [email protected]