Сегодня 70 лет со дня рождения Виктора Сударушкина
Евгений СОКОЛИНСКИЙ
«Материя» театра исчезает почти без следа. Прошло 20 лет со дня смерти Виктора Сударушкина, и мы не найдем на афише его спектаклей для взрослых. Постановки драматических театров хотя бы время от времени снимают на пленку, публикуют исследования, реконструкции. Кому придет в голову составлять подробное описание даже лучшего кукольного спектакля? Кукольный театр — золушка в мире сцены, так и не превратившаяся в принцессу. Существуют два-три «модных» камерных театра в стране, но старейшие театры кукол к ним не принадлежат, они творят в тишине безмолвия.
Большой театр кукол строили два человека: Михаил Королев и Виктор Сударушкин. Королев подарил театру первый международный успех: БТК получил в 1959 году золотую медаль на фестивале в Румынии за памфлет Карела Чапека «В золотом раю». Все же театр 1950-х годов лишь формально мог называться кукольным. В нем было больше от театра драматического. Над ширмой двигались обычные люди, только маленькие, что-то вроде Барби. Не случайно среди любимых персонажей тех спектаклей были реальные исторические лица, популярные актеры: Миклухо-Маклай, Чапаев, Радж Капур.
\
Сударушкин в середине 1960-х совершил прорыв к настоящему кукольному театру, хотя этого почти никто не заметил. Разумеется, время способствовало раскрепощению художественных форм, возвращению на сцену условности, но нужна была готовность к новому.
\
Мне было 13 лет, когда я встретил Виктора Борисовича в кукольном театре Дворца пионеров. Мне он казался тогда очень взрослым, а ему было всего 23. Он рано повзрослел как режиссер. С детства он находился постоянно за кулисами, в репетиционном зале БТК, где работал его отец Борис Сударушкин.
\
Будущий руководитель театра прекрасно знал возможности маленькой сцены, кто чего стоит из актеров и т. д. Поставив свой первый спектакль в 1960 г., он учитывал сильные стороны режиссуры Королева, но решил делать театр непохожий. Фантастическая пьеса «Жар-птица летит на Марс» поставлена уже в несколько иной стилистике, чем предшествующие премьеры БТК — «Сокол Чапаева» М. Королева или «Дочь Индии» В. Кукушкина.
\
В 1964 г. Сударушкин дебютировал в качестве главного режиссера «Слоненком» по Р. Киплингу. Это была работа опытного мастера, она сохраняется в репертуаре БТК несколько десятилетий. Вместе с «Поросенком Чок», «Сказкой про Емелю», «Приключениями Пифа» «Слоненок» стал образцом детского кукольного представления. За 40 лет равноценной замены не нашлось.
\
От постановок для самых маленьких Сударушкин получал удовольствие, хотя нельзя сказать, чтобы он был сентиментален и благодушен. Родители малышей на тех же «Приключениях Пифа» тоже ловили свой кайф — в тексте, режиссерских находках рассыпаны шутки, понятные лишь взрослым. Это был по крайней мере «двухслойный пирог».
\
Впрочем, развернуться в полной мере кукольнику позволяет только спектакль для взрослых. У Королева такой спектакль превращался в эстрадное обозрение, разыгранное с помощью тростевых кукол. Сударушкин тоже мог поставить очень смешной «необыкновенный концерт», например «В 12 часов по ночам». Как сейчас помню ансамбль младенцев на горшочках, банщика-массажиста из Сандуновских бань. Но чаще он стремился к законченной драматургии, правда, цельность рождалась из многообразных элементов, их можно объединить понятием гротескной системы.
\
Техника, конструкция кукол его занимали мало. Прежде всего Сударушкин вместе с художниками В. Ховралевым, Л. Боровенковой искали образ, метафоры, контрасты. Куклы разных видов, размеров, маски, живой план сменялись в бешеном темпе, происходили жанровые эмоциональные переключения. Сударушкин получил в наследство от Королева прекрасных актеров, но и дал им много.
\
Кукла в триединстве куклы-маски-человека в отличие от современных режиссеров для него оставалась главенствующей. Постоянно трансформировалось пространство, мы наблюдали за действием то с одного ракурса, то с другого. Его режиссерские опусы были всегда музыкальны. Благодаря Сударушкину на кукольной сцене появился мюзикл. «Мне не интересен традиционный спектакль», — признавался Виктор Борисович. Все художественные средства театра были им задействованы и, конечно, не в ущерб слову.
\
Это сейчас не удивишь обращением к «Маленьким трагедиям» Пушкина, «Гамлету» Шекспира. А в 1960-х — начале 1970-х Достоевский («Петербургские фантазии»), Маяковский («Клоп»), Шукшин («До третьих петухов») в куклах воспринимались как революция. Не стану уверять, будто все постановки Сударушкина (а их у него около 50) были удачны. Однако при нем БТК поднялся на высоту, к которой желаю театру вновь вернуться.
\
Нынешние молодые более раскованы в своей режиссерской фантазии, чем Сударушкин, начинавший в сложную эпоху. Но если Руслан Кудашов и его сверстники легко оперируют пространством, светом, всем богатством драматического и кукольного театра, в этом есть заслуга и Виктора Борисовича Сударушкина.