Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Человек и судьба

Человек и судьба

В Зеленом зале Музея А. С. Пушкина на Мойке, 12, открылась выставка петербургского графика Юрия Люкшина. В экспозиции 35...

В Зеленом зале Музея А. С. Пушкина на Мойке, 12, открылась выставка петербургского графика Юрия Люкшина. В экспозиции 35 работ из двух последних циклов: «Борис Годунов» и «Пиковая дама». Все они выполнены в сложной смешанной технике: акварель по печатному цветному фону. Названием выставки стала цитата из пушкинской трагедии: «Обнажена моя душа пред вами...».

Автор хорошо известен зрителям. Долгие годы он последовательно, уверенно, целенаправленно воспроизводил в своих многочисленных листах мир напряженного духовного поиска, искал образы, наиболее полно соответствующие представлению о достойных праведниках, несущих в себе свет истины. Таковы были его герои разных лет — мудрые валаамские старцы, нетерпимый ко всякому «нечестию» Илья-пророк, грешный и кающийся князь Игорь.

\

Обращение художника к главному драматическому сочинению Пушкина также не случайно — это результат длительных размышлений, давнего стремления приблизиться к высшему идеалу не только духовной, но и историко-философской и религиозной жизни.

\

В трагической истории жизни и смерти царя Бориса наш современник Люкшин пытается найти ответы на всегда мучительные вопросы: возможно ли пройти через преступление и устоять перед угрызениями совести; какова цена попрания морали; дано ли человеку право искупить свою вину; в чем сила истинно духовной власти. Художником вновь, как и в прежних его произведениях, движет желание приблизиться к чистоте и ясности духа, найти в своих героях черты смирения и веры. Его волнуют нравственные возможности человека, позволяющие преодолевать тяжкие, нередко гибельные заблуждения.

\

Новый цикл Люкшина невелик по объему, около десятка листов. Он сохраняет все характерные смысловые, композиционные, живописные особенности, которые отличают искусство художника. И следует признаться, что образно-пластический мир, выстроенный Люкшиным в соответствии с его пониманием трагедии Пушкина, не вступает в противоречие с представлениями читателей.

\

Листы с изображением Бориса («Мальчики кровавые в глазах», «Кончина царя»), Пимена и Юродивого Николки — своего рода архитектурные доминанты, естественный центр композиционного замысла. Люкшина глубоко волнуют душевные страдания царя, публично обвиненного Юродивым в преступлении, о котором уже написал в летописи тихий и кроткий «отшельник в темной келье» Пимен. Никому не дано уйти «от суда мирского, как не уйти от божьего суда» — вот главный вывод художника, который он претворяет в визуальные образы героев трагедии. Томимый тоской Борис находит успокоение лишь в благочестивой, очистительной кончине — таков печальный приговор, вынесенный художником Годунову вслед за великим поэтом.

\

«Борис Годунов» Люкшина предстает скорее лирическим произведением, нежели монументальным. Человек и его роковая судьба занимают воображение художника более, чем психология народных масс. Не случаен выбор крупных планов, пространственная замкнутость изобразительного решения — героям тесно, неудобно, и лишь Пимен привычно склоняется над книгой в маленькой келье...