Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Обращенный к небесам

Обращенный
к небесам

Петербург всегда строился так, чтобы с птичьего полета открывался величественный видВиктор НИКОЛАЕВНа первый взгляд, выставка небольшая — 10 витрин, 112 документов из шести архивов.

Петербург всегда строился так, чтобы с птичьего полета открывался величественный вид
Виктор НИКОЛАЕВ

На первый взгляд, выставка небольшая — 10 витрин, 112 документов из шести архивов. Но даже человек, считающий себя неплохим знатоком города, в том числе его истории, откроет для себя много нового. Петербург предстает по воле организаторов выставки сложным и многослойным организмом: помимо воплощенных в жизнь посетители увидят и планы развития Северной Пальмиры, долгое время скрытые от посторонних глаз. Каким-то из этих проектов, наверное, уже не суждено воплотиться, а какие-то все еще ждут своего часа.

Так, например, комплекс защитных сооружений был спроектирован еще в XIX веке по заказу Екатерины II — после трагического наводнения 1824 года. И заключался он именно в строительстве дамбы по линии Горки — Котлин — Ораниенбаум. А послевоенный генеральный план подхватил идею Петра I — в результате были заселены северный и южный берега Финского залива.

\

Из тех прожектов, которым так и не суждено реализоваться, можно назвать проекты переноса центра города. Начал он кочевать еще при Петре Великом — он хотел перенести столицу на остров Котлин (и даже, по своему обыкновению, готовил насильственное его заселение). Но затем взгляд державного основателя остановился на Васильевском острове. Со смертью Петра центр как-то сам собой переместился в Адмиралтейскую часть... Прошли годы. И многим ныне здравствующим старожилам памятны предвоенные планы переноса центра на Юго-Запад, с организацией архитектурной и транспортной связки между старым центром и новым — вдоль Московского проспекта. Помешала война. А после блокады от переноса центра города отказались — надо было восстанавливать старое. В планах был и перенос Московского вокзала за Обводный канал, и осушение канала Грибоедова, чтобы по его дну пустить метрополитен... Да и площадь у Дома Советов на Московском проспекте была спроектирована грандиознее и логичнее — с регулярной застройкой прилегающих улиц; этого уже не будет никогда, там возведены совсем другие дома.

\

Зато ждут реализации планы вывода производств из города. Самыми радикальными в этом смысле были 1920-е годы. Тогда предполагалось все заводы и фабрики перевести в Новгород, а Петроград сделать центром науки, культуры и искусств, открыть в городе новые вузы и втузы... Только-только подошли мы к строительству скоростных монорельсовых дорог вдоль берегов Финского залива, а о кольцевой и полукольцевой линиях метрополитена можем только мечтать.

\

Стоит отметить и античную составляющую Петербурга — ее следы прослеживаются через все годы, через все генеральные планы. Широкие и светлые улицы, дома-храмы, колонны и монументы. В городе не приживаются технократические постройки, выпадают из исторически сложившихся ансамблей. Все это не просто так — проект Петербурга как античного города принадлежит автору первого генерального плана 1837 года Михаилу Еропкину, который привез эти идеи из солнечной Италии, из вечного Рима. И эта концепция с теми или иными изменениями с тех пор перекочевывала из одного генерального плана в другой. Недаром Петербург особенно красив с высоты птичьего полета — он исторически обращен к небесам, с тех пор как Еропкин придумал знаменитый расходящийся от Адмиралтейства «трезубец»:

\

Невский и Вознесенский проспекты с Гороховой улицей, прорубленной посередине. Тогда еще не было летательных аппаратов — и кто знает, о чем думали строители и архитекторы тех времен: мечтали ли о коврах-самолетах или обращали свои творения непосредственно к Богу...

\

В витринах — пожелтевшие машинописные страницы с грифом «совершенно секретно», фотопортреты архитекторов, рукописи, карты, копии планов и фотографии реальной застройки разных лет. Кстати, ХХ век выбран для выставки не случайно. Вопросами градостроительства в XVIII — XIX веках занималась не городская управа, а государственные министерства под непосредственным контролем императоров. Стало быть, и хранятся эти документы в Российском государственном историческом архиве, большей частью — в Москве.

\

Но, как говорится, нет худа без добра. Именно к малоизвестному периоду нашей истории, которым неожиданно оказался недавно ушедший от нас ХХ век, обращены сегодня взгляды горожан, в первую очередь — молодых. Преодолеть дефицит информации, который зачастую восполняется самыми дикими слухами и причудливыми легендами, собственно говоря, и призвана эта выставка.

\

Остается только добавить, что галерея расположена в помещении Архивного комитета (Таврическая ул., 39, рядом с Таврическим дворцом, вход со Шпалерной). Выставка открыта по будним дням с 11.00 до 16.00, вход бесплатный, возможна организация экскурсий. Если же уважаемый читатель соберется туда в индивидуальном порядке, пусть не пугает его милицейский пост на входе. Достаточно сказать пароль: «Я на выставку!» — и вас пропустят. Экспозиция будет открыта до 30 июня.

\

ФОТО Александра ДРОЗДОВА