Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

"Разговор руками" в Мраморном дворце

"Разговор руками" в Мраморном дворце

21 сентября в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка фотографий из коллекции Генри Буля «Разговор руками», организованная Фондом Соломона Р. Гуггенхайма. В экспозицию вошло 155 редких снимков 145 фотохудожника мира.

21 сентября в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка фотографий из коллекции Генри Буля «Разговор руками», организованная Фондом Соломона Р. Гуггенхайма. В экспозицию вошло 155 редких снимков 145 фотохудожника мира.
Рука и ее образ как орудие труда имеет особое значение для Генри Буля. Он - основатель филантропической организации, помогающей бездомным людям найти работу, обучая их элементарным трудовым навыкам.
8 октября 1993 года на аукционе Кристис в Нью-Йорке (США) Генри Буль купил фотографию, которая его потрясла и определила тему его будущего собрания. Это был портрет художницы Джорджии О"Кифф под названием "Руки с наперстком" (1920) легендарного американского фотографа Альфреда Штиглица. Эта фотография была занесена в книгу рекордов Гиннесса в номинации "Самая высокая аукционная стоимость фотографии". Ее цена составила 398 500 долларов.
Буль трактовал тему своего собрания свободно, коллекционируя не только фотографии с изображениями отдельных рук. Многие листы обозначают особую роль руки как носителя значений - репортерская или документальная фотография, в которой содержание передается через характерные жесты. У других работ из коллекции связь с руками скорее концептуальная, чем буквальная. Но во всем многообразии коллекционеру удается сохранять довольно четкую последовательность. Сейчас в коллекции Буля более тысячи снимков рук, от дагерротипов ХIX века до современных произведений фотоискусства. Среди них творения таких известных мастеров как Мэн Рэй, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Ласло Мохой-Надь, Густав Клуцис, Зигмар Польке, Роберт Раушенберг, Гилберт и Джордж, Брюс Науман, Вито Акончи, Роберт Мэпплторп, Энди Уорхол, Джоэль-Петер Виткин, Джон Бальдессари, Синди Шерман, Ширин Нешат.
Одно из первых изображений «Строфа из Оды к Наполеону», написанная рукой лорда Байрона» (1840) Уильяма Генри Фокса Тальбота, изобретателя светочувствительной бумаги, представлено на выставке наряду с другими изображениями XIX века. Они демонстрируют попытки первых фотохудожников воспроизводить реальность на фотобумаге. Все эти работы в свое время стали результатом научных или псевдонаучных исканий.
В ХХ веке авангардные художники начали проводить эксперименты в фотографии. Руки сами по себе начинают появляться в фотографии как метонимическое изображение всей личности. Александр Родченко исследовал возможности камеры определять наше восприятие посредством конкретных приемов визуализации действительности. Его, как художника, никак не удовлетворяла стандартная горизонтальная композиция и прямолинейный ракурс, считавшиеся «нерушимой традицией» для фотографов того времени. Он начал эксперименты с ракурсом и точками фотосъемки. Сильно обрезанные изображения рук крупным планом, на которых отдельные детали показаны так четко, что общее восприятие образа иногда разрушается, представляют собой наиболее современный вид портрета.
В попытке изменить будущее ради экономического передела или лучшего замысла, Эль Лисицкий и Ласло Мохой-Надь пользовались оптическими механизмами фотоаппарата. Они изучили все технологические возможности фотографии, включая фотограмму или фотографию без камеры, которая выполнялась при помощи манипулирования объектами на светочувствительной бумаге и недолгой выдержке на свету. Мохой-Надь одним из первых использовал монтаж кадров, достигая новаторских зрительных эффектов. Для создания фотомонтажа, художник резал фотографии и заново собирал их части, производя дерзкие сопоставления. В фотограмме руки снова и снова воспроизводятся в политических и поэтических аспектах.
В работе Густава Клуциса «Выполним план великих работ» (1930) многочисленные руки олицетворяют призыв к объединению пролетариата. Однако, в сюрреалистических фотомонтажах, выполненных в 1924 году и позже, руки без тела вызывают более личный взгляд.
В 1970-х многие художники-концептуалисты и художники перформанса использовали фотографию, чтобы документировать пересечение своих тел с окружающей средой и бесстрастно интерпретировали повседневную жизнь и опыт. Часто используя руку как единицу измерения и для того, чтобы определить место художника в создании работы, они предпочитали нехудожественную эстетику: простую черно-белую съемку в тусклом свете.
Жесты перформанса были включены в более поздние фотографические представления тела и определяли его материальность через топографические открытия, порожденные масштабом и искажениями физического напряжения. Эти монументальные изображения яркого цвета граничат с гротеском, аспектом, который в дальнейшем гиперболизирован в автопортретах таких художников, как представители постмодернизма, основоположники перформанса и фото-арта англичане Гилберт и Джордж, чьи искаженные руки в работе «Черные горгульи» (1980) намекают на то, что они являются живыми скульптурами. Художники используют фотографию, но не считают себя фотографами. «Мы не хотим, чтобы наши работы называли искусством», - объясняет Джордж. «Мы хотим, чтобы о них говорили – «жизнь», - добавляет Гилберт.
В 1980-х годах художники использовали на вид безвредные медиаимиджи для того, чтобы подчеркнуть детерминистский подтекст своих произведений. Их интересовал сложный, многоуровневый визуальный язык фотографических знаков или сцепление и разъединение изображения и текста. В некоторых из представленных здесь фотографий сделана попытка разрушить расовый и гендерный стереотипы, постоянно использовавшиеся в рекламе. Другие работы разрушают существовавшие лексиконы жестов, создавая тем самым альтернативные лингвистические системы. Изображения, включающие рукописный текст, кажется, намекают на саму сущность фотографии – как способ писать светом – и особенно на идею руки как инструмента, позволяющего выразить субъективную действительность каждого.
Интимный частный мир – теплые объятия – стал темой группы фотографий, документирующий пережитое путем изображения ключевых эмоциональных моментов встреч, которые обычно скрыты от глаза посторонних. Мимолетные моменты представлены моментальными снимками или в духе эстетики «вэритеэ» (истины). В других фотографиях, таких как «Молящиеся руки Дюрера» известного бразильского художника Вика Муница (1993), под сомнение ставится вера в фотографию как в привилегированный способ фиксации действительности – веры, которую необходимо неусыпно поддерживать вопреки постоянно бросаемым в ее адрес вызовам. Художник создал "Перформативные фото", – уникальные снимки, сделанные с оригиналов, которые сразу же подвергаются уничтожению. Для создания оригиналов Муниц использует различные нетрадиционные материалы: от икры до золотого лома, от конфет до шоколада. "Больше нет объектов для съемки. Если хочешь что-то сфотографировать, то сначала создай это" – таков манифест прагматичного Вика Муница.
Подобно тому, как фотографии считаются доказательством существования изображенных на них вещей, рука обычно является инструментом идентичности – от уникального почерка до отпечатков пальцев. Эти индивидуальные черты соответствуют сути фотографии: сохранение объектов, снятых на камеру.
Выставка уже была показана в музее Гугенхайма (Нью-Йорк и Бильбао) и в Фольквангмузее в Эссене, где пользовалась большим успехом.
Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России».
Генеральный информационный партнер Русского музея – радиостанция «Эхо
Москвы в Петербурге».

источник: Пресс-служба ГРМ