Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

«Времена года». Пейзаж в русской живописи

«Времена года». Пейзаж в русской живописи

21 декабря в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка «Времена года. Пейзаж в русской живописи» из собрания ГРМ. Масштабная экспозиция охватывает основные этапы развития русского пейзажа.

21 декабря в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка «Времена года. Пейзаж в русской живописи» из собрания ГРМ. Масштабная экспозиция охватывает основные этапы развития русского пейзажа.
Русский пейзаж как жанр сформировался в конце XVIII века. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значительным, как историческая картина или портрет. Первопроходцами жанра пейзажа стали художники, обучавшиеся в Европе - Семен Щедрин, Федор Матвеев, Федор Алексеев.
В романтическом искусстве первой половины XIX столетия, роль пейзажа становится более заметной. Так называемые «русские итальянцы» - пенсионеры Российской Академии художеств - Сильвестр Щедрин, Михаил Лебедев, Александр Иванов подхватили общеевропейские художественные принципы изображения природы.
Во второй половине XIX века в работах художников-передвижников изображение природы достигает высочайшего мастерства. Разнообразная и богатая пейзажная живопись стала отражением глубокой любви живописцев к родной земле. При этом одних увлекали лирические мотивы, других - эпические, третьих - искания обобщенного образа, красочность и декоративность пейзажа. Зима в русской живописи так тесно связана со «святыми шестидесятыми», что начинающиеся саврасовскими «Грачами» 70–е годы кажутся краткой весной, репинско-импрессионистические 80-е – неожиданным летом, а прощальные 90-е, символистские врубелевско-левитановские, – долгой осенью русского пейзажа.
В 60-х годах девятнадцатого века в России начался период формирования реалистической пейзажной живописи. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья. В это время отдельные произведения пейзажистов уже смело могли встать в ряд с картинами жанровой живописи, являвшейся в то время самым передовым искусством. Серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан.
Важной ступенью в русском пейзаже второй половины XIX столетия было воскрешение в нем идеалов романтической живописи в общем русле реалистических тенденций. Васильев и Куинджи каждый по-своему обращались к природе, как идеалу романтической живописи, в возможности излить свои чувства.
В эволюции отечественного пейзажа важнейшую роль сыграл импрессионизм, через который прошли почти все серьезные живописцы конца XIX начала ХХ веков.
В художественной жизни России начала ХХ века значительную роль сыграла также художественная группировка «Союз русских художников». В нее входили художники Константин Коровин, Абрам Архипов, Сергей Виноградов, Константин Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они явились приемниками пейзажной живописи второй половины XIX века.
В духе символистского искусства создавали свои пейзажи Николай Крымов, Виктор Борисов-Мусатов.
В 20-30-х годах ХХ века в искусстве начали развиваться неоакадемические тенденции. Этих взглядов придерживались Николай Дормидонтов, Семен Павлов.
Некоторые художники упорно продолжали развивать традиции, заложенные в XIX веке. Среди них – Александр Древен, Морозов. Другие предложили новый взгляд на художественное наследие прошлого века. Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин развивали собственное видение родной природы.
Первое десятилетие ХХ века прошло под девизом самых смелых поисков новых выразительных средств в живописи. Новые формы, новые краски, новые выразительные средства для передачи пейзажа находили Казимир Малевич, Наталья Гончарова.
Советский реализм продолжил традиции классического русского пейзажа. Внимательно и с оптимизмом смотрели на родную природу Аркадий Пластов, Вячеслав Загонек, братья Ткачевы.
Русский пейзаж на протяжении своей жизни претерпел эволюцию от классицизма до символизма, включая романтический и экспрессивный пейзаж. Выставка покажет основные этапы развития этого жанра.

Генеральный спонсор выставки - "Бритиш Американ Тобакко Россия".


Главный информационный партнер Русского музея – Издательский Дом Родионова

Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России».

Генеральный информационный партнер Русского музея – радиостанция «Эхо
Москвы в Петербурге».

источник: Пресс-служба ГРМ