Выставка произведений известного ленинградского скульптора Марии Харламовой.

Выставка произведений известного ленинградского скульптора Марии Харламовой.

Мария Харламова Из цикла «Юбилеи» 22 марта в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка произведений известного ленинградского скульптора Марии Харламовой, организованная к юбилею

Мария Харламова
Из цикла «Юбилеи»

22 марта в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка произведений известного ленинградского скульптора Марии Харламовой, организованная к юбилею мастера. Экспозиция включает 17 скульптурных и 8 графических работ.
Мария Матвеевна Харламова родилась в Петрограде в 1917 году в семье известного скульптора Матвея Яковлевича Харламова (1810 - 1930). В 1937 - 1946 годах училась в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в мастерской знаменитого скульптора и педагога А. Т. Матвеева. В то время, когда в скульптуре преобладал стиль академического или салонного толка, Матвеев учил будущих скульпторов мыслить творчески, соотносить свои образы с вечными, непреходящими категориями, на которых основана классика. На защите дипломной работы Харламовой «Ленинградка» (1946) Матвеев отметил своеобразие молодого скульптора: «Она стремится добиться непосредственности строгой логической системой». Это качество было одним из главных для приверженцев матвеевской школы.
Уже в начале творческого пути Харламовой проявилось её призвание портретиста. На протяжении творческой жизни стиль скульптора претерпевал изменения. Портреты 1950 – 1960-х годов отличает реалистический подход, живое впечатление от модели и её неповторимости («Портрет скульптора М. А. Вайнмана» (1946); «Портрет скульптора Е. А. Гендельмана» (1953); «Портрет архитектора С. Г. Майофиса» (1958); портретная фигура матери (1960). В дальнейшем, авторское наблюдение модели начинает облекаться в монументальную, обобщенную форму. Портретные образы Харламовой значительны, философски осмыслены. С точки зрения нравственных категорий - это размышление о человеке, его назначении, достоинстве, с точки зрения скульптуры - это пример строгой, лаконичной пластики («Портрет скульптора М. Р. Габе» (1969); «Мотив» (1977); «Портрет искусствоведа Т. П. Лоханской» (1977); «Автопортрет» (1985-1986)).
На выставке представлены небольшие скульптурные этюды обнаженной модели. В руках Харламовой они становятся законченными художественными произведениями, готовыми превратиться в статуи.
Мастерство скульптора проявляется также в свободном владении материалом. Так, в «Обнаженной» (1972) автор намеренно сохраняет цельность мощного деревянного бруса. И это природное качество материала помогло создать характер героини, ее устремленность и собранность.
Харламова - автор множества произведений декоративного характера, выполненных для парков Петербурга и других городов: «Юность» (1969), «Гимнаст» (1975). Среди них особое место занимает рельеф-стела «Ополченцы» (1959) для мемориального скульптурного ансамбля Пискаревского кладбища (совместно с М. А. Вайнманом), где понятие героизма не подменяется внешним выражением пафоса, эффектной театральной позой, гигантским размером, а решается средствами скульптуры.
Произведения Харламовой находятся во многих музеях страны. Небольшая выставка из коллекции современной скульптуры Русского музея представляет широкий диапазон творческих устремлений автора.