11.10.2007 18:53
Серия «НЮ» Зинаиды Серебряковой.
Репортаж | Серия «НЮ» в Русском музее
В петербургском музее показывают серию «НЮ», которая сделала Зинаиду Серебрякову известной. Никто и никогда в России этих полотен ещё не видел. Наш корреспондент побывала на выставке одной из первых и узнала, кто позировал русской художнице.
Репортаж Александры Толубеевой:
Рабочие русского музея держат в руках сенсацию. В России эти полотна видели лишь в эскизах да на фотографиях: шесть больших панно, созданных Зинаидой Серебряковой в эмиграции 70 лет назад. Это был заказ почитателя, барона Броуэра.
Московский галерист Емельян Захаров не один год вел переговоры с его наследниками. В результате холсты были выкуплены и привезены в Россию.
Емельян Захаров, владелец галереи: Одна картина была прогрызена крысами. Там такая дырка была. А реставраторы нашли нити холста и вплели в холст, чтобы не ставить заплату.
Эта серия – единственная из воплотившихся монументальных работ художницы. Ее другие идеи – роспись Казанского вокзала в Москве и особняка Морозовой – так и остались на бумаге.
Внук Зинаиды Серебряковой, художник-монументалист Иван Николаев свою бабушку никогда не видел. Он из той ветки потомков, что остались в России. Но уверен: дар к большим живописным формам у него от бабушки.
Иван Николаев, художник, внук Зинаиды Серебряковой: Мне очень нравится эта фотография: бабушка, которая пишет. Очевидно, крестьяне местные относились с пониманием.
Зинаида Серебрякова черпала идеи из всего, что видела вокруг. В родовом имении в Нескучном натурой ей были крестьянские девушки: картина «купальщица» 1913 года. С нее-то и началась серия «НЮ», сделавшая Серебрякову знаменитой художницей. Ей позировали и знакомые. Но чаще других она писала свою дочь Катю.
Евгения Петрова, заместитель директора государственного Русского музея: В России вообще жанр «НЮ», пожалуй, был характерен только для академии художеств. А вот в русских живописных полотнах это было достаточно редко. И Серебрякова в этом смысле уникальная художница.
Во Франции, куда Серебрякова уехала в 1924-ом году на заработки, ее обнаженные имели успех. У нее было четверо детей, и часть денег приходилось отсылать в Россию. Но продавать свои картины Серебрякова так и не научилась. Она была непрактична и не умела зарабатывать деньги. Самый дорогой заказ сделал барон Брауэр, и Серебрякова считала его подарком судьбы.
Для выполнения заказа на вилле Мануар-дю-Реле Серябрякова отправилась в Лувр изучать скульптуру. Но натурщицей по-прежнему выбрала дочь Катю. Именно ее черты можно увидеть в каждой из восьми аллегорических фигур.
Полтора месяца шесть полотен мануарского цикла можно будет увидеть в Русском музее. Затем их вернут владельцу.