Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Лучший дирижер года

Лучший дирижер года

В эти же дни в городе начинался VII фестиваль «Международная неделя консерваторий», и Янсонс согласился принять в нем участие.

В эти же дни в городе начинался VII фестиваль «Международная неделя консерваторий», и Янсонс согласился принять в нем участие. Еще на прошлой «Неделе» ректор Александр Чайковский говорил о том, что студенты хотя бы изредка должны общаться с великими музыкантами. На нынешнем фестивале за пультом консерваторских оркестров стояли два лауреата «Балтийской звезды» – Пендерецкий и Янсонс. Марису Янсонсу оркестранты Большого симфонического оркестра имени Рубинштейна устроили такие овации, каких, наверное, давно не слышали эти стены. Причем не только на концерте, но и на репетициях.

Сегодня Марис Янсонс – главный дирижер оркестра и хора Баварского радио, три года назад занял также должность главного дирижера амстердамского королевского симфонического оркестра «Концертгебау». Он выступает практически на всех мировых музыкальных фестивалях. В прошлом году Янсонс был удостоен главной музыкальной премии «Грэмми» за исполнение Тринадцатой симфонии Шостаковича. Перечислять все прочие его звания и награды нет смысла – займут целую страницу. Одна из последних – престижный приз «Лучший дирижер года-2007», присужденный немецкой академией звукозаписи Echo klassik.

С маэстро встретилась наш корреспондент Татьяна ОТЮГОВА. И выяснила, что Марис Арвидович ЯНСОНС считает себя петербуржцем, несмотря на то что вся его творческая жизнь в течение уже многих лет проходит на Западе.

– На Западе я работаю. В Петербурге живу. Люблю этот город – я здесь с тринадцати лет, когда моя семья переехала в Ленинград из Риги. И регулярно, хоть и ненадолго, сюда приезжаю, здесь мой настоящий дом.

На этот раз я приехал сюда на вручение «Балтийской звезды», но не откликнуться на просьбу Консерватории не мог. Здесь я учился, многим обязан этим стенам. И потом, это ведь не просто фестиваль. Фестивалей много. В рамках «Недели консерваторий» объединены культура и образование. А мне кажется, что более серьезных проблем у России сегодня не существует.

Я всегда помнил и буду помнить, что именно здесь я получил потрясающее образование в школе-десятилетке, в Консерватории, в Филармонии. Был знаком с выдающимися музыкантами: достаточно сказать, что как дирижер я закончил Консерваторию у Николая Семеновича Рабиновича. Я знаю, что на образование и культуру сейчас в России выделяют очень мало денег. Вижу, в каком плачевном состоянии моя любимая десятилетка – премию «Балтийской звезды» я тут же передал в школу.

Мне больно видеть, что сейчас в России деньги, как черный дьявол, властвуют надо всем. Материальное так довлеет над духовным, что страшно думать, к чему это все придет. Спонсоры, как правило, дают свои деньги только для своей же выгоды. Десятилетку по телевизору не показывают, значит, и денег ей никто не даст.

– Вы ведь нечасто бываете в нашей Консерватории. Как вам она показалась сейчас?

– Думаю, что она на верном пути. Мы разговаривали с ректором. У него интересные идеи. Мне кажется, они вполне могут осуществиться. Но все опять упирается в деньги. Как можно требовать от студента постоянного горения, когда ему надо бегать по халтурам, чтобы хоть что-то заработать? Как можно того же ждать от педагога, когда ему не выжить на свою зарплату? Конечно, в последние годы стало легче, но все равно это невероятно, чтобы так низко ценился труд музыканта-педагога, чтобы платили такие стипендии...

– Вы давно не выступали в России.

– Почему? В прошлом году по приглашению Гергиева дирижировал на «Звездах белых ночей». Выступал на праздновании трехсотлетия Петербурга. Но два оркестра, которыми я руковожу, не всегда дают возможность распоряжаться своим временем. На Западе контракт – серьезная вещь. Его не нарушишь. У меня есть мечта привезти свои оркестры в Россию.

– А возглавить какой-нибудь российский оркестр – такой мечты нет?

– Если взять российский оркестр, то от всего остального придется отказаться. А распрощаться с Баварским оркестром или с «Концертгебау» я не хочу. Повторюсь: я хочу привезти их сюда. Мне кажется, в любой работе есть два критерия: интерес и престиж. То, что я сегодня имею, им соответствует вполне.

– Вы можете сказать, что у вас есть любимый композитор? Или любимый тот, над музыкой которого сегодня работаешь?

– В каждом периоде жизни был свой любимый – Малер, Сибелиус, Дебюсси, Гайдн. Гайдн – это был запой. Я хотел им заниматься постоянно. Одна из постоянных, вечных любовей – Шостакович. Ну а сегодня, сегодня – это Бетховен...

В субботу концертом «Гордость и надежда», в котором участвовали лауреаты последнего Конкурса имени Чайковского – скрипач из Москвы Никита Борисоглебский, студенты Петербургской консерватории певица Олеся Петрова и пианист Мирослав Култышев, VII «Международная неделя консерваторий» завершилась. Она стала самой яркой, насыщенной событиями и самой посещаемой из всех предыдущих «Недель».