Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Старикам тут не место

Старикам  тут не место

30 января, в среду, в кинотеатре «КАРО ФИЛЬМ – Варшавский экспресс» состоится пресс-показ нового шедевра братьев Коэн фильма «Старикам тут не место». Режиссеры и сценаристы фильма: Джоэл и Итан

30 января, в среду, в кинотеатре «КАРО ФИЛЬМ – Варшавский экспресс» состоится пресс-показ нового шедевра братьев Коэн фильма «Старикам тут не место».

Режиссеры и сценаристы фильма: Джоэл и Итан Коэн
В главных ролях: Джош Бролин, Хавьер Бардем, Томми Ли Джонс, Келли Макдональд, Вуди Харрелсон.

О ФИЛЬМЕ

Современная легенда и литературный индивидуалист, Кормак МакКарти на момент опубликования романа «Старикам здесь не место» в 2003 году уже заслужил известность своими произведениями. Его роман оказался остроумным и многослойный триллером о честном человеке, который случайно наткнулся на два с половиной миллиона долларов на границе штата Техас и стал жертвой длинного преследования. Эта книга – провокационная медитация о добре и зле в современном мире, в жестоком и беззаконном пространстве.
В центре сюжета – одна из наиболее характерных для МакКарти тем, которую он исследовал уже в десяти романах, ставших классикой: быстро приближающийся конец того уклада, по которому живет Запад; последняя битва чести и справедливости с разрушенным миром; постоянная борьба человека со злом; черная комедия и жестокость современности; игра искушений, выживания и жертв; и прикосновение всепобеждающей любви и надежды в полной тьме.
Сложные герои и символические темы МакКарти были прописаны в романе так глубоко, что создателям фильма понадобились все их сочинительские навыки, чтобы преобразовать страницы книги в страницы сценария, полные потрясающих образов и острых диалогов. Трудно представить режиссеров, более соответствующих духу персонажей МакКарти, чем Джоэль и Итан Коэны – которые ворвались в американский кинематограф с удивительной черной комедией «Просто кровь», а потом выпустили несколько самых заметных фильмов нашего времени – «Воспитывая Аризону», «Перекресток Миллера», «Бартон Финк», получивший «Оскар» «Фарго», «Человек, которого не было» и «О где же ты, брат?» В этом фильме Коэнам удалось точно передать голос МакКарти – сложный, полный нюансов, многослойный и юмористический – и дополнить его своим собственным уникальным видением. В результате получился боевик изумительной глубины.
Коэны узнали о романе МакКарти от продюсера Скотта Рудина. «Он принес нам его, думая, что он нас заинтересует, - вспоминает Итан, - и нам очень понравилась эта книга. Мы сразу поняли, что мы можем что-то с этим сделать».
«Эта книга – идеальная основа для боевика, - говорит Джоэль. – Это история погони – Чигур гонится за Моссом, а шериф идет по следам обоих. В книге много физического действия, и это интересно с точки зрения жанра; но это интересно еще и потому, что не вполне соответствует ожиданиям жанра».
Коэны начали адаптировать сюжет к четкой кинематографической структуре, подчеркивая черный юмор и человечность в игре Ллевеллина Мосса, обнаружившего два миллиона долларов на месте несостоявшейся наркосделки, против двух совершенно противоположных людей, идущих по его следу – психопата Чигура и уважаемого в городе человека, шерифа Белла. В результате получился фильм, который заставил братьев Коэнов вступить на абсолютно новую для них территорию.
«В книге очень много юмора, хотя ее нельзя назвать юмористическим романом, - говорит Джоэль. – Она действительно очень черная – и это стало для нас основополагающей характеристикой. Кроме того, книга очень жестокая и кровавая. Так что у нас получился самый жестокий фильм из всех, которые мы когда-либо делали. Я думаю, что это точно соответствует духу книги».
Сценарий, отличающийся острым взглядом МакКарти на чисто американские темы, невероятным ритмом и черным юмором, привлек внимание множества лучших актеров современности. Томми Ли Джонс, согласившийся на роль шерифа Белла, прочел книгу МакКарти вскоре после публикации и был ею заинтригован. Его интерес усилился, когда он узнал, что экранизировать книгу взялись братья Коэны. «Кормак МакКарти – лучший современный прозаик Америки, - говорит актер. – Его работы всегда были интересны людям, которые делают фильмы».
Джош Бролин – еще один большой поклонник МакКарти, который прочитал роман задолго до того, как был написан сценарий. «Эта книга – одна из самых поразительных, жестоких и сугубо американских историй, которые я читал, - говорит Бролин. – Несмотря на то, что это линейный сюжет, его структура просто восхитительна. Мне нравится это трио – Мосс, Чигур и Белл, и то, что один человек как бы разделяется натрое».
Про сценарий Бролин говорит: «Это очень эмоциональный сценарий о правильных и неправильных человеческих принципах, об искушении и чести».
Бролин играет Ллевеллина Мосса, бывшего солдата, который попадает в нешуточную переделку, когда решает присвоить валявшиеся на дороге деньги наркодилеров. Актер считает, что его герой делает это не из алчности, а из любви. «Мне кажется, что с точки зрения Мосса все эти события завязываются из-за его отношений с женой, Карлой Джин. Он очень ее любит и хочет создать ей условия для лучшей жизни, чтобы она была счастлива – это основная его цель».
Известный испанский актер Хавьер Бардем, которому досталась роль Чигура, убийцы и наркодилера, не читал книги до знакомства со сценарием. Роман немедленно захватил его. «Мне показалось, что это очень мощная история о жестокости и о контроле, о том, как остановить эту волну жестокости, в которой сейчас живет весь мир», - говорит он об экранизации.
Келли Макдональд, которая играет молодую жену Мосса Карлу Джин, отреагировала на сценарий примерно таким же образом – не только как на человеческую драму, но и как на юмористическое произведение. «Я увидела в нем смешную сторону, - говорит она. – Персонажи на его страницах – просто живые, и они все очень остроумные, и именно это меня и заинтересовало».


ПОГОНЯ

В центре сюжета фильма «Старикам здесь не место» - его герои, мужчины и женщины, которые населяют быстро меняющийся мир Запада, место, где беззаконие превратило сильный новый мир в мир наркотиков, и где старые законы уже не действуют. Шериф Белл на этом фоне кажется оплотом закона – стоический, философский человек, с отличным чувством юмора и прочными моральными принципами, который просто взбешен тем, что его любимая земля заражена наркотической отравой. Пораженный этой новой реальностью, шериф Белл полон решимости бороться с этим привычными для него законными методами.
«Неудивительно, что мы назвали фильм так же, как и книгу – отчасти это картина о перспективе шерифа Белла, о том, что он стареет, и все меняется», - говорит Джоэль Коэн.
«Мне кажется, именно поэтому действие книги происходит в 1980 году, а не в настоящем времени, - добавляет Итан. – События разворачиваются как раз тогда, когда наркоторговля достигла своего пика, и именно об этом и задумывается шериф».
Размышляя о том, кто мог бы сыграть шерифа, Коэны быстро пришли к выводу, что это может быть только Томми Ли Джонс. «Есть очень немного людей, которые могут сыграть эту роль, - отмечает Джоэль. – Шериф Белл – это душа фильма, и, в каком-то смысле, душа этого района Америки, так что нам нужен был человек, который хорошо понимает этот штат. Кроме того, эта роль требовала тонкости, которая свойственна лишь великим актерам. Их список достаточно ограничен, так что когда мы совместили эти два фактора, мы поняли – это должен быть Томми Ли Джонс. Он сам из Техаса, и этот штат – часть его души».
Джонс сначала колебался, но потом понял, что не может сопротивляться. «Я уже несколько раз играл техасских стражей закона, - скромно вспоминает Джонс, - так что я некоторое время сомневался. Однако мне очень хотелось поработать с материалом Кормака МакКарти».
На самом деле, шериф Белл не похож ни на одного из служителей закона, которых Джонс играл ранее. Его особенно растрогала попытка его персонажа осознать абсурдную реальность окружающего мира – то, что мир становится хуже, несмотря на все его усилия сделать его лучше. «По ходу сюжета шериф понимает, что эта новая чудовищная форма преступности ему не по зубам. Однако он учится смиряться с отсутствием иллюзий и разочарованием».
На роль Ллевелина Мосса найти актера было гораздо труднее, чем на роль шерифа. Мосс, ветеран Вьетнама – хороший техасский парень, который, возможно, никогда не стал бы вступать в конфликт с законом – до тех пор, пока он не обнаруживает бесхозные два миллиона долларов.
«Мосс – совершенно обычный человек, попавший в очень необычные обстоятельства. В один момент, не подумав, он присваивает себе деньги, которые ему не принадлежат, - объясняет Итан Коэн. – Всю оставшуюся часть фильма он пытается избежать последствий этого поступка. Так что он является по сути дела центром действия фильма».
«В этой истории есть хороший парень и плохой парень, а Мосс – нечто среднее, - добавляет Джоэль. – Однако именно эту серединку и оказалось труднее всего сыграть». «Мы думали, что Мосса будет найти нетрудно, - смеется Итан, - потому что мы считали, что нам нужен просто хороший парень. Однако оказалось, что большинство хороших парней – либо очень скучные люди, либо те, кто совершенно не представляет себе, что такое этот регион».
В конце концов Коэны нашли актера, который смог бы создать этот образ – Джош Бролин, обладающий солидным послужным списком на телевидении. «Джош вырос на ранчо, поэтому он прекрасно понимал, что такое Мосс, - объясняет Итан. – Он идеально подходил на эту роль».
Бролин, выросший в сельской местности в центральной Калифорнии, ощущал прочную связь со своим персонажем. «Мосс – это как бы компиляция из множества парней, с которыми я вместе рос. Это ребята, у которых есть принципы, однако я убежден, что при определенном стечении обстоятельств они делали бы те же самые вещи, что и Мосс».
На роль третьего члена этого мощного нравственного треугольника, Антона Чигура, беспощадного злодея, не привыкшего оставлять свидетелей, нужен был актер, обладающий особой интенсивностью.
«Чигур описан в книге как человек без чувства юмора, - говорит Джоэль. – Однако это не совсем так. Он неутомим, в нем есть что-то загадочное. Никто не знает, откуда он взялся».
«Нам нужен был актер, который мог бы перевоплотиться в Чигура – но при этом не лишать его этой загадочности. И мы выбрали Хавьера Бардема».
Бардем быстро завоевал себе репутацию одного из талантливейших мировых актеров. Роль кубинского поэта Рейнальдо Аренаса в фильме «Пока не наступит ночь» принесла ему номинацию на награду Киноакадемии, а роль в картине «Море внутри» - звание лучшего актера на Венецианском кинофестивале. Чигур, человек с темной душой – самая сложная роль в карьере актера.
«Одна из тем фильма – это огромная волна жестокости, которая захватила мир. Чигур символизирует собой это зло. У него нет корней, он всегда думает на шаг вперед, и его невозможно остановить».
Актер создавал своего героя в тесном сотрудничестве с Коэнами. «Беседы с Джоэлем и Итаном полностью изменили мои перспективы, и мой герой стал намного более интересным, сложным и смешным», - говорит он.
Блестящему мужскому трио противостоят не менее выдающиеся женщины. На роль жены Мосса Карлы Джин режиссеры взяли шотландскую актрису Келли Макдональд, которая была удостоена «Эмми» и номинации на «Золотой глобус» за роль в сериале канала НВО «Девушка в кафе». «Мы считали, что людей из Техаса могут играть только люди из Техаса, однако мы взяли Келли Макдональд – уроженку Глазго, - смеется Джоэль. – Я не верил, что она сможет сыграть американку и жительницу Техаса – однако на пробах она убедила нас, что это возможно». Макдональд же была привлечена тем, как роль ее героини была прописана в сценарии. Это сильная молодая женщина, ровня своему мужу. «У них очень душевные взаимоотношения, - отмечает Макдональд. – Появляется ощущение, что они очень подходят друг другу, и что она может дать ему столько, сколько он готов взять. Именно эта мысль первой пришла мне в голову, когда я прочитала сценарий. Они все время подшучивают друг над другом, но при этом видно, что они друг друга очень любят».
Томми Ли Джонсу очень понравился этот выбор. «Келли прекрасно имитировала техасский акцент, - отмечает Джонс (а это огромный комплимент от уроженца Западного Техаса). – Между дублями она была просто хорошенькой девушкой из Шотландии, однако когда камера включалась, она становилась уроженкой Техаса. Это меня очень впечатлило».
Еще одна любовная линия сюжета – отношения шерифа Белла с его женой Лореттой, которая оттеняет главного героя. На ее роль была приглашена номинантка на награду Киноакадемии и «Золотой глобус» Тесс Харпер, уроженка Арканзаса. Коэны отметили ее после фильма «Нежное милосердие», отметив ее способность «вместить многое в очень небольшой период времени».
Вот что говорит сама Харпер о своей героине: «Лоретта – это скала, к которой шериф всегда может прислониться. Она – порт его приписки в любую бурю».

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Действие фильма «Старикам здесь не место» разворачивается в одном из самых известных ландшафтов Америки – на пустынной границе Техаса и Мексики, где две страны разделены только берегами реки Рио-Гранде. Для того, чтобы адекватно передать эту сухую, суровую, залитую солнцем землю, съемочная группа отправилась в западный Техас и пустыни Новой Мексики. Оператором фильма стал давний сотрудник братьев Коэнов Роджер Декинс.
«Ландшафт – это, на самом деле, одна из причин, по которой мы решили делать этот фильм, - отмечает Итан Коэн. – Мы сняли там первый фильм – «Просто кровь». Это было в Остине, но мы ездили и в западный Техас, и полюбили эту землю даже до того, как мы прочитали книгу. Ландшафт является неотъемлемой частью сюжета. Там очень красиво – но графично, а не живописно. Там достаточно сложно жить, и эти пейзажи коррелируют с сюжетом – противостояние человека суровой окружающей среде».
«Это место имеет свою историю жестокости, - добавляет Джоэль. – Как и во всех романах Кормака МакКарти, место действия само по себе является персонажем – оно не может быть отделено от сюжета».
Декинс создал поразительный визуальный ряд, оживив места съемок. Он вспоминает, что на первых этапах подготовки к съемкам они с Коэнами «говорили о жаре, о свете, о смеси красок для мотеля и ночных улиц». У Декинса были свои киноассоциации. «Старикам здесь не место» напомнили мне фильмы Сэма Пекинпа, - объясняет он. – В нем есть чувство вечности – пока в нее не вмешивается современность. Мне особенно вспоминался фильм Пекинпа «Принесите мне голову Альфредо Гарсия», где герои живут по законам прошлого, и современный мир их не касается».
Чтобы усилить это напряжение, Декинс использовал свет как средство повествования. «Мне нравится контраст яркости природы и темноты интерьеров, и нравится этот размытый ландшафт с сероватыми ночными тонами, - говорит он. – Одной из самых больших сложностей было создать легкий переход от сумерек к ночи на месте, где происходит наркосделка. Мы снимали в сумерках и на закате, а потом создали «фальшивый закат» при помощи прожекторов».
В то же время Декинс был убежден, что ландшафт – это всего лишь фон для героев. «Большинство фильмов, которые я делал, были фильмы о главных героях. И место съемок – это всего лишь фон, мой фокус всегда направлен на актеров. Если кадр красивый, но не создает настроения и не помогает развивать сюжет, то тогда это бессмысленно. Мне нравится снимать лица, а в этом фильме были заняты самые лучшие актеры».
За свою работу с братьями Коэнами Декинс был удостоен множества наград, в том числе и номинации на «Оскар» за «Фарго», «Бартона Финка» и «Человека, которого не было». Он считает, что в основе их взаимоотношений лежит симпатия, которую они питают друг к другу. «Мы очень хорошо друг друга знаем, и у нас одинаковый подход к визуальному искусству, - подытоживает оператор. – Я надеюсь, что в этом фильме моя работа мне удалась». В монтажной работу Декинса продолжил другой давний сотрудник Коэнов – именитый и загадочный британский режиссер монтажа Родерик Джейнс, который был с ними с момент съемок фильма «Просто кровь».
Сами съемки начались в Марфе, штат Техас, в трех с половиной часах езды от Эль Пасо. Главная достопримечательность Марфы, где в пятидесятые годы снимался фильм «Гигант» - это отель «Пейзано», где жили Джеймс Дин, Элизабет Тейлор, Рок Хадсон и Деннис Хоппер. Места для съемок искал молодой художник-постановщик Джесс Гончор («Дьявол носит Прада», «Капоте»). «Коэны проделали такую потрясающую работу со сценарием, что я не хотел вносить ничего дополнительного – просто подчеркнуть различные повороты сюжета».
Самым сложным было создать кабинет Эллиса – дяди шерифа Белла, в прошлом тоже шерифа, к которому Белл приходит за советом, находясь на грани отчаяния. «Мы построили кабинет в Санта-Фе, где Джоэль и Итан могли наблюдать за процессом, и потом целиком перевезли его в Техас», - говорит Гончор. Несмотря на большие расстояния между местами съемки, непредсказуемую погоду, опасных животных пустыни и жару, аутентичные места съемки оказались бесценными, обеспечив эту атмосферу одиночества, столь суровую и столь поэтическую. После съемок в Техасе группа переместилась в Нью-Мехико, где съемки проходили в историческом городке Лас-Вегас, в семидесяти милях от Санта-Фе. Этот город с улицами в западном стиле и историческим центром сыграл роль нескольких техасских городов. Там же снимался и перекресток на границе США и Мексики на пути из Игл-Пасса в Техасе до небольшого мексиканского городка.
Искусственный пограничный знак был возведен на одном из бульваров техасского Лас-Вегаса, недалеко от моста и съезда на шоссе. Жители города недоумевали, почему граница с Мексикой переехала так далеко на север.
Что касается грима и причесок героев фильма, то наиболее заметная прическа – у Хавьера Бардема. Ее разработал обладатель награды Киноакадемии стилист Пол Леблан («Амадей»). «Я работал в тесном контакте с художницей по костюмам Мэри Зофрес, - говорит Леблан. – Мы хотели, чтобы Чигур выглядел странным и пугающим, но не слишком. Так что я сделал ему загадочную прическу – такую, которая заставляет спросить: «откуда этот парень?» - но не выдает в нем убийцу. Такие прически могли носить как в семнадцатом веке, так и в семидесятые годы».
Леблан уже сотрудничал с братьями Коэнами на фильмах «О где же ты, брат?» и «Игры джентльменов» и с радостью согласился участвовать в их новом проекте. «Они – мои любимые режиссеры. С ними очень легко сотрудничать, и они уделяют большое внимание прическам героев. В конце концов, прически тоже создают характер».

АВТОР

Фильм «Старикам здесь не место» свел Итана и Джоэля Коэнов с одним из самых выдающихся писателей современности: Кормаком МакКарти, которого даже называют «Шекспиром Запада». Он написал десять романов и создал незабываемых героев – очень часто изгоев, никому не нужных людей, которые держатся за чувство чести и свободы – ценности современной Америки. Его романы привлекли внимание миллионов читателей. Он пишет об образе жизни и шире – бытия, о том, как меняется наша современность. «Старикам здесь не место» - его девятый роман, посвященный расцвету преступности на границе с Мексикой в начале восьмидесятых годов.
После этого Маккарти написал свой десятый роман на вечную тему постапокалиптического мира праха и разрушения, в котором отец и сын борются за выживание. Роман «Дорога» получил в 2007 году Пулитцеровскую премию.
«Старикам здесь не место» - настоящий триллер-боевик. Подобно другим его книгам, этот роман исследует огромную метафорическую территорию, где нравственная цельность и правосудие сталкиваются с апатией и жестокостью. Критик Анни Пруль писала в «The Guardian»: «МакКарти сумел сделать из простого сюжета «хороший парень против плохого парня» серьезную литературу». Критик «Chicago Tribune» Алан Чеуз отметил, что, в отличие от предыдущих романов МакКарти, эта книга – «невероятно мощное свидетельство глубинных человеческих чувств и надежды перед лицом безнадежности».
Действие романа происходит в западном Техасе, как и в его знаменитой трилогии «Граница» («Неукротимые сердца», экранизированные Билли Бобом Торнтоном; «Перекресток» и «Города равнины»). Эта трилогия укрепила его репутацию певца нового американского Запада – величественного и грубого места, где исчезают последние ценности и герои.
Во всех романах МакКарти - таких, как книга о гражданской войне «Кровавый меридиан» или роман в духе Фолкнера «Саттри» о провинциальном Теннесси пятидесятых годов – пейзаж является одним из наиболее интригующих центральных персонажей. Он использует пустынность и заброшенность пейзажа, его ужас и красоту как отражение опыта его героев. В романе «Старикам здесь не место» сама граница – река Рио-Гранде – становится метафорическим перекрестком, через который перемещаются персонажи в погоне друг за другом.