Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Только шедевры

Только шедевры

Вчера в Двенадцатиколонном зале Зимнего дворца открылась выставкафранцузского рисунка XV – XVIII веков из собрания Эрмитажа.

Вчера в Двенадцатиколонном зале Зимнего дворца открылась выставка
французского рисунка XV – XVIII веков из собрания Эрмитажа.

Как теперь принято говорить, это выставка для гурманов. В ее названии есть слово «шедевры». Организаторы утверждают: из девяноста с лишним работ, представленных на выставке, нет ни одной проходной.

Рисунки хрупкие, тем более такие старые. Мел, карандаш, акварель осыпаются, боятся света, выцветают. Да и бумага недолговечна. В музее рисунки хранят бережно, в горизонтальном положении, выставляют осторожно.

Двенадцатиколонный зал погрузился в полумрак. Почти до середины мая там будут находиться рисунки Никола Пуссена, Антуана Ватто, Жана Фуке, Жана-Батиста Греза и других знаменитых французских художников. За час до вернисажа специальным прибором замерялся уровень освещенности каждой работы.

В коллекции Эрмитажа более пяти тысяч рисунков старых французских мастеров – одно из лучших собраний в мире. Как и многому другому, музей обязан этим своей основательнице Екатерине Великой. Коллекция рисунка одна из старейших в Эрмитаже. Большая ее часть приобреталась во времена Екатерины, почти одновременно с коллекцией живописи. Первую коллекцию рисунков, в числе которых были и работы французских художников, императрица купила в 1768 году в Брюсселе у графа Карла Кобенцля. На выставке есть несколько экспонатов из этого собрания – «Портрет Карла IХ» Франсуа Клуэ, «Крещение» Никола Пуссена и другие.

Спустя год Екатерина приобрела коллекцию графики у наследников дрезденского собирателя Генриха Брюля. Рисунки императрица покупала еще не раз, только с ее смертью собрание перестало активно увеличиваться. После революции в Эрмитаж поступили рисунки из частных собраний, а в 1924 году музею была передана часть собрания из Академии художеств. Особую его ценность представляли работы Жана-Батиста Греза.

За последние два десятилетия Эрмитаж трижды показывал рисунки французской школы из своего собрания. Были выставки, представлявшие художников разных эпох.

Нынешняя выставка в какой-то степени реконструкция пре- дыдущих. Она включает лучшее, что было показано до сих пор. Кроме рисунков она демонстрирует листы известных художников-орнаменталистов конца ХVII – начала XVIII веков. Без них представление о коллекции было бы неполным. Интерес публики вызовут архитектурные, орнаментальные, видовые рисунки и работы театральных декораторов. В их числе произведения Шарля де Вайи, Жиль Мари Оппенора, Никола Пино.

Выставка посвящена памяти Ирины Николаевны Новосельской, более полувека хранившей и изучавшей коллекции старого французского рисунка Эрмитажа.