Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Аллегории сдались якорям

Аллегории сдались якорям

Информация о судьбе скульптуры время от времени появлялась. На закате недавно ушедшего года стало известно, что в «Магазине подарков» городу, которыми «торгует» КГИОП, выкуплен лот на 100 миллионов рублей.

Информация о судьбе скульптуры время от времени появлялась. На закате недавно ушедшего года стало известно, что в «Магазине подарков» городу, которыми «торгует» КГИОП, выкуплен лот на 100 миллионов рублей. Лицо, пожелавшее остаться неизвестным, вложило деньги в реставрацию башни и скульптуры Адмиралтейства. Деньги, которые город давно и безуспешно пытался выбить у военно-морского ведомства на реставрацию федерального памятника, нашлись.

Ансамбль Адмиралтейства настолько совершенен, что глаз быстро привык к отсутствию его скульптурного убранства. Очевидно, статуи скоро вернутся, правда, не в том составе, как задумал архитектор Захаров. Зодчему вообще не просто пришлось с этим творением. Когда стены Адмиралтейства уже были возведены, императору показалось, что вид на Неву из окна его покоев стал менее привлекательным. Здание разобрали и перенесли на два десятка метров. Позже Александр III росчерком пера уничтожил половину скульптурных аллегорий, воплощавших тему морского могущества России. По плану Захарова, ансамбль включал 56 больших статуй из пудостского камня. Они стояли на пьедесталах перед Невским павильоном, где теперь якоря, венчали фронтоны здания, высились у подножия портика. Здание морского ведомства выглядело не хуже Зимнего дворца.

Пудостский камень – не самый прочный материал на свете. К 1860 году возникла необходимость реставрации, что и по тем временам было делом дорогостоящим. К тому же духовенство настаивало на уничтожении мифологических скульптур на Западном портике с тех пор, как там открылась церковь. Недолго думая, император начертал: «Все статуи снять, кроме находящихся у центральной части здания и около шпица». На уничтожение скульптур казна потратила 45 рублей, получив от продажи обломков 24 рубля с копейками. Тогда же сохранившиеся каменные статуи заменили на медные.

Идея о воссоздании скульптурного ансамбля в том виде, как его задумал Захаров, до революции возникала не раз. В 1914 году Академия художеств намеревалась объявить конкурс. Но воплощением замысла вплотную занялся только наш современник скульптор Константин Николаевич Бобков. Его целеустремленности можно позавидовать. Почти тридцать лет он изучает скульптуру Адмиралтейства, рисунки Захарова, стиль мастеров, воплощавших замысел зодчего.

Первоначально по заказу КГИОП Бобков воссоздавал статуи, утраченные в годы Великой Отечественной войны, затем увлекся восстановлением ансамбля, дошедшего до наших дней в обедненном виде. На столе в мастерской скульптора на Васильевском острове эскизы утраченных статуй – «Шесть знатнейших российских рек», «Двенадцать месяцев года», аллегорические скульптуры «Европа», «Азия», «Африка», «Америка». Компьютерная графика позволяет представить Адмиралтейство таким, каким оно было почти два столетия назад. Бобков мечтает увидеть свою работу воплощенной в жизнь. Скульптора поддерживают коллеги, обращаясь с письмами в разные инстанции.

Недавно Совет по сохранению культурного наследия решил, что утраты скульптурного ансамбля Адмиралтейства восполняться не будут. То, что воссоздано Бобковым, – «версия» оригиналов. С точки зрения членов совета, для научного воссоздания нет достаточной научной базы, источников, а также, цитирую, «зрительной» необходимости. Иначе говоря, здание Адмиралтейства у наших современников не вызывает ощущения незаконченности. Мы и не видели его другим. Письмо примерно такого же содержания от КГИОП получил и Бобков. В мастерскую скульптора, по его приглашению, продолжают приходить официальные лица. Одновременно с нами там оказался главный художник города Георгий Шереметьев. Никто, даже противники идеи, не могут отказать скульптору в профессионализме, с уважением относятся к его неустанному труду.

Понятно, что сейчас вряд ли кто возьмет на себя смелость принять решение о воссоздании утраченной скульптуры одного из лучших ансамблей Петербурга. Денег надо – не сосчитать сколько: Адмиралтейство – памятник федеральный, он давно нуждается в реставрации... Кстати, недавно из Москвы прозвучало предложение перевести в это здание из столицы Главный штаб ВМФ (чему, к слову сказать, не все адмиралы обрадовались).

Есть промежуточное решение, которое предлагает Музей городской скульптуры. Возможно, оно удовлетворит стороны. Надо провести еще одну выставку, посвященную скульптуре Адмиралтейства, познакомить горожан с полной версией ансамбля.

В любом случае городу стоит потратиться на покупку моделей, созданных Бобковым. В одиночку долго и упорно он воссоздавал не просто статуи, а страницу истории Петербурга.