Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

О чем поет водская волынка

О чем поет водская волынка

Фолк-группа «Бестиарий» – о ней уже рассказывали «Санкт-Петербургские ведомости» – в этот раз провела праздник несколько раньше установленного календарного.

Фолк-группа «Бестиарий» – о ней уже рассказывали «Санкт-Петербургские ведомости» – в этот раз провела праздник несколько раньше установленного календарного. У мероприятия была еще одна важная привязка – уже шесть лет как существует «Водский проект».

Водь, вожане – очень малочисленный, но тем не менее издавна живущий недалеко от Петербурга народ. У него есть свой язык, свои традиции, свои национальные орнаменты, свои песни и музыкальные инструменты. До недавнего времени был даже свой музей, который сгорел в 2006 году (в результате погиб уникальный инструмент – кантеле, однако сохранился чертеж, и один из музыкантов «Бестиария» создал на его основе действующую модель). Есть и энтузиасты, которые стараются сберечь и популяризировать уникальную культуру водского народа, обучать родному языку детей, возродить утраченное в ходе бурь двадцатого столетия с его переворотами, войнами, депортациями и переселениями народов.

В залах библиотеки была развернута выставка с картинами и фотографиями. Так, художница Ольга Лаврухина сделала иллюстрации к водской азбуке, которая еще ждет своего издателя. А на фото можно было видеть различные предметы быта вожан – например, круглый сундук для приданого, фотографии народных праздников, портреты взрослых и детей в национальных костюмах и т. д.

Краевед Константин Ульяночкин открыл День «Калевалы» рассказом об истории края – Водской пятины (так называлась наша земля при новгородцах). Собравшимся также интересно было услышать лекцию о кантеле – причем музыкант еще и показывал на самом настоящем инструменте, каким образом на нем играли, каковы были традиции исполнения в разных местностях и при разных обстоятельствах. Можно было составить себе достаточно яркое представление о сути финно-угорской народной музыки, которая, подобно окружающей нас природе, может показаться не очень яркой, но тем не менее насыщена невероятным количеством оттенков, эмоциональных нюансов, интонаций...

«Вот такие мы, финны, унылые люди», – с этой шуткой в центр зала вышла пара в национальных костюмах, исполнившая зажигательные польку и летку-енку. Потом читали лирические стихи по-фински. И – «Калевала” же объединяет все финно-угорские народности – его руны прозвучали в переводе на эрьзянский язык (эрьзя – один из народов Мордовии).

Потом Екатерина Кузнецова – солистка «Бестиария» – вместе со своими коллегами исполнила множество песен (под которые вожане танцевали), а также записанную на водской земле старинную руну... Екатерина продемонстрировала игру настоящей водской волынки – мех ее делали раньше из свиных пузырей (сейчас из-за дефицита этого материала – из кожи), попутно рассказала о различных обычаях, которые сейчас если не в обиходе, то в памяти людей сохранились... По ее словам, люди очень расстраиваются от того, что громадье мегапроектов заслоняет от общества жизнь маленького народа... Нет, мол, никакой води, осталось там несколько стариков, твердят с телеэкранов и с трибун.

Безусловно, строительство порта в Усть-Луге – дело очень важное для региона. Но что будет с двумя водскими деревнями – Лужицами и Кракольем? Общественность успокаивают: интересы вожан учтены, никто не собирается сносить их деревни, а новый город построят рядом, будет инфраструктура и прочее, и наоборот, культуру малых народов будут всячески поощрять.

Культура и жизнь народа неразрывно связаны с традиционным укладом, с природой, с возможностью заниматься промыслами. Когда в тех же краях начали строить большие сельхозпредприятия, это неизбежно повлекло, во-первых, изменение самой окружающей среды, а во-вторых, переселение с других территорий СССР множества людей, для которых абсолютно чуждым оказался местный уклад жизни. И эта волна практически его затопила... И только совсем недавно усилиями неравнодушных людей, чтобы как-то противостоять забвению, был создан музей, стало развиваться краеведение. Однако музей води, как известно, сгорел – и при довольно странных обстоятельствах.

Порт «Усть-Луга», конечно, может и денег на костюмы дать, и построить ДК с большой сценой, где иногда можно будет попеть-поплясать. Но вспомним недавнюю публикацию нашей газеты о двух старушках, живущих в своей избушке под вантовым мостом... А здесь, в тени нового многотысячного города портовиков, окажется целый народ с богатейшей, известной с древних летописей, историей, с мифологией и фольклором.

Исчезновение на планете любого национального языка – это культурная катастрофа всего человечества. И пока есть дети, которые тянутся к своему родному языку, к сказке на нем, к песне на нем, – есть шанс предотвратить катастрофу. Но слишком тяжело прошлись по води жернова истории, и без помощи всего общества она не обойдется.

Обо всем этом думалось после концерта и выставки, за чашечкой знаменитого копорского чая – легендарного напитка из всем известного растения иван-чай. Растение это, как известно, первым занимает землю после пожаров, буйно растет в заброшенных усадьбах и хуторах, оно первым ступает на выжженную землю, куда начинает возвращаться жизнь. Возможно, для коренных народов нашей области это может стать оптимистичным символом. Пока еще может.