Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

К Будде в рай и обратно

К Будде в рай и обратно

Название новой экспозиции музея для людей непосвященных звучит не слишком понятно – «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи».

Название новой экспозиции музея для людей непосвященных звучит не слишком понятно – «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи». Но есть подзаголовок, дающий ключ к пониманию, – «Буддийский рай».

В небольшом помещении полумрак. Светом обозначена «дорожка», ведущая к витрине, за которой и расположен райский сад. Ощущение, что ступаешь по звездному небу. Звучит тихая музыка, пение птиц. За стеклом красочная композиция, представляющая один из священных миров буддийского космоса – Сукхавати. Владыка там Амитабха – будда бесконечного света. У его «Счастливой земли» нет материального измерения. Это состояние высшей духовной радости, достигаемой людьми, приближающимися к нирване. Одним словом, идеальный, совершенный во всех отношениях мир. Внешне он выглядит как прекрасный сад с деревьями, растениями, цветами, горами, прудом, дворцами из золота, серебра и драгоценных камней... В центре на троне в окружении свиты из восьми духовных сыновей восседает будда Амитабха.

Можно долго рассматривать обитателей райского сада, присесть на скамью, подумать о чем-то своем или вовсе прогнать надоевшие мысли.

Скульптурные композиции, изображавшие страну высшей радости, столетиями создавали мастера Центральной Азии и Дальнего Востока. В буддийских монастырях их показывали верующим в определенные дни и в специально сооруженных для этого храмах. В нашей стране сохранилось только две такие реликвии. Одна находится в буддийском дацане Бурятии, другая – в Музее истории религии.

Перед посетителями музея предстал «Буддийский рай», созданный монахами двух старейших бурятских буддийских монастырей. Больше ста лет назад они выполнили заказ известного собирателя восточного искусства князя Ухтомского. Его коллекцию купил и подарил этнографическому отделу Русского музея император Николай II. В начале 1930-х годов композиция потупила в Музей истории религии. Теперь, пережив реставрацию, она впервые выставляется в полном объеме. Для справки: «Чистая земля» состоит из шестисот деталей из дерева и папье-маше.

Торжественное открытие новой экспозиции совпало с 91-й годовщиной первой службы в буддийском дацане нашего города. Храм был открыт позже, к 300-летию Дома Романовых, так же как синагога и мечеть. Многонациональный Петербург во все времена был городом разных вер.

В 1930-е годы дацан не избежал участи других церковных сооружений, многие десятилетия в нем размещались организации, к религии отношения не имевшие. Буддийской общине он был возвращен в 1990 году. Это самый старый в Европе буддийский храм – памятник федерального значения. Сегодня он нуждается в реставрации. Руководство общины надеется на помощь и открыто для общения.

Неделю назад сотрудники музея нанесли дружеский визит в дацан, где встретили гостеприимный прием. На церемонии открытия новой экспозиции присутствовал глава буддийской общины Буда Бадмаев. Он подарил музею скульптурное изображение будды Амитабхи.

«Буддийский день» положит начало новой программе музея «Религиозный мир Петербурга: вера, традиции, культура». В ближайшие три месяца в планах «День иудаизма», «День ислама», «Пасха лютеран», «Православная пасха», «Пасха католиков».

Сотрудники музея последовательно выстраивают отношения с конфессиями, обосновавшимися в нашем городе. Задача музея – стать «домом всех вер», местом, где свободно ведут диалог представители разных конфессий. Новые программы задуманы для того, чтобы горожане лучше понимали друг друга. В противовес массовой культуре, зачастую разрушающей все на своем пути, они несут культуру духовную.