Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Выставка «В Петербурге мы сойдемся снова…»

Выставка «В Петербурге мы сойдемся снова…»

Выставка «В Петербурге мы сойдемся снова…» В главном здании Музея театрального и музыкального искусства (пл. Островского.д.6. Тел. кассы: 571 21 95) В рамках программы

Выставка «В Петербурге мы сойдемся снова…»

В главном здании Музея театрального и музыкального искусства
(пл. Островского.д.6. Тел. кассы: 571 21 95)

В рамках программы Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность» - гармонизация межэтнических и межкультурных отношений.
21 марта – 19 мая 2008 года


Кураторы выставки: Роза Садыхова, Вадим Лукьянов

Выставочный проект Музея театрального и музыкального искусства объединяет персональные выставки четырех художников Абхазии и Грузии: А. К. Шервашидзе, С. Б. Вирсаладзе, Р. Л. Габриадзе, Г. В. Алекси-Месхишвили. Творчество художников представлено с точки зрения их сопричастности петербургской театральной культуре.

Имя Александра Константиновича Шервашидзе обычно упоминают в связи с его участием в новаторских постановках В. Э. Мейерхольда, Н. Н. Евреинова, С. П. Дягилева. На выставке в полном объеме представлены театральные работы Шервашидзе петербургского периода, среди которых эскизы декораций и костюмов к прославленным спектаклям Мейерхольда «Тристан и Изольда» и «Шут Тантрис» и др.. Выставку дополняют архивные документы, рассказывающие о деятельности Шервашидзе за рубежом. Интересен тот факт, что в европейский театр Шервашидзе перенес опыт, полученный на петербургской императорской сцене, где он работал вместе с А. Я. Головиным и К. А. Коровиным. Вслед за ними художник воспринимал сцену как ожившую станковую картину и постоянно совершенствовал мастерство, позволяющее искусно воплощать на сцене живопись эскиза.

В то время как Шервашидзе за рубежом расписывал огромные сценические занавесы по эскизам П. Пикассо, И. Я. Билибина, А. Дерена, Ж. Брака, в Тбилиси декорационным искусством стал заниматься Симон Багратович Вирсаладзе, самостоятельно двигавшийся в том же направлении живописной декорации. С. Б. Вирсаладзе – абсолютный авторитет в театрально-декорационном искусстве середины ХХ века. В Ленинграде он работал более 25 лет, при этом оформил множество спектаклей, некоторые из которых до сих пор идут на сценах Мариинского и Михайловского театров. Эмоциональные и красочные эскизы Вирсаладзе представлены во всех экспозициях музея, посвященных балету. Но сегодня, впервые за всю свою историю, Театральный музей открыл персональную выставку художника. И она способна продемонстрировать, как в творчестве С. Б. Вирсаладзе грузинский мир удивительно органично вошел в русское театрально-декорационное искусство. Среди представленных работ эскизы декораций к знаменитым постановкам Ю. Григоровича «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Легенда о любви» А. Меликова, «Спартак» А. Хачатуряна и др.

Георгий Владимирович Алекси-Месхишвили – признанный мастер современной сценографии. В 1980-е годы он покорил искушенных ленинградских зрителей своей необыкновенной творческой свободой. В те годы критики употребляли по отношении к нему такие эпитеты, как: «незаданность», «непредумышленность», «незакрепленность», «подвижность», «импровизационность» – а это как раз то, в чем культурный Петербург всегда испытывает потребность. В 1988 году Театральный музей уже проводил выставку его произведений.
И если сегодня в декорациях Алекси-Месхишвили часто можно видеть ржавое железо, милитаризированные костюмы, задымленный воздух, если в его искусстве появились экспрессионистические черты, то в этом выражается взгляд художника на современный мир – агрессивный, пораженный войной, как болезнью. Для выставки художник предоставил театральную графику и эскизы к спектаклям, которые он оформил за последние десять лет в разных театрах мира, среди которых работы к спектаклям Р. Стуруа «Кавказский меловой круг», Т. Чхеидзе «Борис Годунов», «Мария Стюарт», «Игрок» и др.. Особое внимание уделяется постановкам, в которых представлена петербургская тема или петербургская театральная традиция.

Резо Габриадзе – художник, скульптор, прозаик, драматург, киносценарист, режиссер - постоянно поражает многочисленных поклонников фантазийностью и многообразием своих творческих проявлений. Андрей Битов говорит о нем: «Глядя на эти ворохи… прекрасных текстов и великолепных рисунков, мысленно сверстываешь все это в единство многих книг, которых еще нет. Габриадзе движется и развивается настолько стремительно, что остановиться и разобраться у него времени нет…. Достигнув, по нашему счету, почти всего, Габриадзе, по своем счету, все еще не догнал скачущую впереди, одному ему вообразимую цель».
Реваз Леванович будет первым, чьи произведения смогут оценить посетители, так как, придя на выставку, они сначала попадут в зал Габриадзе и сразу получат хорошую порцию его мудрого юмора. Здесь представлены его эскизы к спектаклям Театра марионеток, живопись, графика, в том числе, листы из серии «Пушкин на Кавказе», «Пушкин в Тифлисе» и др. Однажды Габриадзе сказал: «Вот до каких пределов Средиземное море может донести свою культурную волну. Петербург, видимо, это последняя волна Адриатики на Севере. Она ударяется о набережные, о сфинксов, и это звук средиземноморских волн, как они могут звучать почти у полярного круга. И, может быть, здесь еще одна маленькая-маленькая грань понимания русского гения Пушкина. Мне, как человеку, родившемуся в Колхиде, четко слышна в нем античность. Средиземное море плещется в стихах Пушкина».