Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Разрешите нам выступить!

Разрешите нам выступить!

«Главное – чтобы смотрели!» – можно сказать, что это основной посыл фестиваля. В унисон Шолом-Алейхему, автору и герою спектакля «Шалом» стерлитамакского театра-студии «Бенефис», считавшему, что главное – чтобы читали.

«Главное – чтобы смотрели!» – можно сказать, что это основной посыл фестиваля. В унисон Шолом-Алейхему, автору и герою спектакля «Шалом» стерлитамакского театра-студии «Бенефис», считавшему, что главное – чтобы читали.

Участники фестиваля стремятся быть увиденными. «Разрешите мне выступить», – эта мольба клоуна Виртунова проходит лейтмотивом в спектакле «Цирк Шардам» ансамбля Светланы Ферэр из немецкого города Кельна. И впрямь, может, не будь этого смотра малобюджетных самостоятельных театральных работ, многие спектакли не дошли бы до широкой публики. Тот же «Бенефис» – единственный негосударственный профессиональный театр Башкирии – сообщил, что из-за своего «неправильного» статуса он лишен возможности выступать на фестивалях в родной республике.

Утверждение добра, светлого, милосердного начала в человеке – главная тема большинства спектаклей, что тоже укладывается в формат фестиваля и творческое кредо театра-организатора.

...К герою спектакля «Дело святое» (молодежный театр-студия «Листопад» из Нижнего Новгорода, режиссер Ирина Шварц) во сне явилась смерть, отведя старику три часа на совершение святого дела: совершит – продлятся его земные дни, нет – эти часы станут последними. В такой экстремальной, пограничной ситуации пожилая пара вспоминает прожитую жизнь, все, что было в ней святого и грешного.

Какой поступок истинно праведен? Какова цена человеческих ошибок? И что в нашей жизни действительно имеет ценность перед лицом вечности? На эти вопросы стремятся ответить создатели бесхитростного спектакля-притчи, где роли стариков трогательно играют молодые актеры Марина Мазепова и Иван Скуратов. Достойно одобрения и обращение театра к современной драматургии – пьесу написал уфимский автор Флорид Буляков.

Простыми до наивности средствами сделан и спектакль Русского православного театра «Грусть и святость. Поэтическое жизнеописание Николая Рубцова». Несмотря на конкретные биографические данные и явную любовь к талантливому народному лирику, получился спектакль о поэте вообще, очищенный от негативных свойств личности, сосредоточенный на поэтическом творчестве, что, по мнению сценариста и режиссера Андрея Грунтовского, и является дорогой, ведущей к спасению души. Дополнительное измерение спектаклю придает мелодия-молитва, которую ведет Валентина Гуреева, играющая роль матери. Этот театр, базирующийся в Александро-Невской лавре, тоже расширил аудиторию благодаря фестивалю.

Выявилась любопытная тенденция: свободный театр нынче не прочь «впасть, как в ересь, в неслыханную простоту». Но продемонстрировал и диаметрально противоположные направления поиска: спектакли метафоричные, сложные, многозначные по смыслу и структуре, хоть и решенные минималистскими способами.

Яркий пример – спектакль театра Jordan H. K. Dzinot из Македонии «В одиночестве хлопковых полей» по пьесе современного французского драматурга Б.-М. Кольтеса (режиссер Дин Дамьяновски). На почти голой сцене в драматическом диалоге сходятся двое мужчин. Обнажение – один из художественных приемов этого спектакля. Актеры совлекают с себя одежды, готовясь к новой трансформации, к переходу в иную культурную среду – европейскую, японскую, балканскую... Прекрасные актерские работы Василя Зафирчева и Зорана Льюткова, существование на грани фола, изощренная пластическая партитура, многослойная система знаков и символов – все это сделало спектакль македонцев одним из главных событий.

Еще одна особенность фестиваля – интерес к пластическим формам. На оригинальной пластике построен спектакль «Трудности» студии «Свободная версия» из латвийского города Тукумс. Спектакль возник из этюдов на темы забавных, затруднительных, прозаических и лирических ситуаций, в которые мы попадаем каждый день, сталкиваясь с десятками незнакомых людей. Из таких жизненных наблюдений родилась серия легких, музыкальных, импровизационных скетчей.

В спектакле Ереванского камерного театра «Господа, все рушится, но еще можно жить и веселиться», поставленном известным режиссером Арой Ернджакяном, сквозь эстрадную эксцентрику, музыкальные пародии, пластические номера упрямо пробивается мысль, ищущая ответ на вопрос: во что верить в этом «безумном, безумном, безумном мире»? Политическое кабаре, своеобразная антология ключевых событий, проблем, мелодий XX – начала XXI веков, мастерски исполняется тремя очаровательными девушками.

Преимущественно средствами пластической выразительности решена и гоголевская «Женитьба» в версии петербургского Красного театра Кати Шимилевой. Оставив только узловые моменты хорошо известного сюжета, «скелет Гоголя», артисты разыграли что-то вроде русского представления дель арте, где Подколесин (Дмитрий Сизых) напоминал грустного, задумчивого Пьеро, а Кочкарев (Дмитрий Казенас) – провокатора и фокусника Арлекина.

Главным хореографическим событием стала, без сомнения, хореодрама «Орфей» в постановке одноименного театра из Петербурга. Это новый театральный коллектив, созданный режиссером и балетмейстером Анной Белич, которую называют единственным в России адептом техники Эжена Декру. В спектакле, созданном на основе цикла «Сонеты к Орфею» Р.-М. Рильке, органично сочетаются эта уникальная техника, современная хореография, драматический театр. Артистом театра «Дерево» Максом Кузнецовым, балеринами классического балета, артистами драмы и театра кукол творится современный миф о Художнике, пытающемся гармонизировать мир фантазии и реальность.

Общим любимцем на фестивале стал театр Hand made, выросший из актерского курса А. О. Миндлина факультета театра кукол СПГАТИ. Взяв сложнейшую для постановки прозу Андрея Платонова, молодые артисты в спектакле «На заре туманной юности» (режиссер Лариса Шуринова) сумели найти адекватное воплощение чрезвычайно плотного поэтического языка. Они создали житие девочки-сироты, безоглядно верившей в советскую власть и любившей людей до самопожертвования. История рассказана мудро, легко и не без юмора.

Завершился фестиваль самым экзотическим зрелищем – Экспериментальный театр шансийской оперы города Тайюань представил спектакль, выдержанный в лучших традициях китайского национального оперного искусства. Это феерически красивое, утонченное действо для многих оказалось эстетическим потрясением.

На обсуждении итогов члены жюри под руководством Елены Алексеевой заключили, что фестиваль удался. Его участники – «бедные» театры, противостоящие коммерческому искусству и гламуру, не обеспеченные зачастую ничем, кроме дерзания и вдохновения, но они позволяют с надеждой смотреть в будущее театрального искусства.