Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

24 апреля в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка Ивана Шишкина

24 апреля в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка Ивана Шишкина

24 апреля в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка Ивана Шишкина. На экспозиции будут выставлены лучшие произведения живописи из Русского музея и Третьяковской галереи - более 50

24 апреля в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка Ивана Шишкина. На экспозиции будут выставлены лучшие произведения живописи из Русского музея и Третьяковской галереи - более 50 произведений. А также более 30 гравюр и около 30 рисунков из собрания Русского музея. Впервые за много лет выставка представит творчество известнейшего мастера с самых разных, подчас неизвестных современному зрителю, сторон.

Русский музей показывает знаменитые большие работы Шишкина: «Корабельная роща», «Лесная глушь», «Зима». Третьяковская галерея также предоставляет крупноформатные произведения «Рожь», «Рубка леса», «Утро в сосновом лесу», которые крайне редко покидали стены музея. Будут представлены и многочисленные этюды из собрания Русского музея. Современники-художники находили этюды Шишкина не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Живописное мастерство художника, действительно, проявлялось прежде всего в процессе прямого общения с природой. Его «Папоротники», «Грибы», «Травки» художественно совершенны, пленяют тонкостью, изяществом и бережно-любовным воспроизведением мельчайших растительных форм.
В ряду основоположников и крупнейших мастеров русского реалистического пейзажа Ивану Ивановичу Шишкину (1832- 1898) принадлежит одно из самых почетных мест. Немного найдется художников, творчество которых получило такую известность и заслужило столь искреннюю любовь соотечественников. Без преувеличения можно сказать, что его работы растиражированы настолько, что известны даже непосвященному. Однако, и любителям Шишкина в гораздо меньшей степени известно его графическое наследие, хотя он был замечательным прирожденным рисовальщиком, одним из лучших мастеров своего времени, блистательно владевшим разнообразной техникой, работавшим карандашом, углем. Это был настоящий художник-ученый, который хотел понять каждую деталь природы и ее зафиксировать. Его рисунки - весьма значительное явление в истории пейзажной графики. Значительная часть графического наследия Шишкина - более полутора тысяч листов - находится в собрании Русского музея. «Мы не могли налюбоваться мастерством Шишкина - восторженно высказывалась в свое время о графическом наследии мастера художница Зинаида Серебрякова. - Для меня это совершенное открытие, так как я не знала и никогда не видела гениальных этих рисунков… все мы удивлены «магией» его карандаша». Эту «магию» сможет увидеть воочию и зритель нынешней выставки.
Шишкин был также выдающимся гравером, тяготевшим к линии, к открытому штриху, которыми он достигал тончайшей моделировки формы. Историк искусства и художественный критик А.И.Сомов особенно высоко ценил печатную графику Шишкина - офорты и литографию, написав в своей статье: «…если он один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то, как гравер-пейзажист - единственный и небывалый в России». Первый опыт занятий печатной графикой относится уже ко времени учебы Шишкина в Москве, в училище живописи и ваяния. Свою первую персональную выставку в 1881 году в залах Императорской Академии художеств он составил из этюдов, рисунков, цинкографий и литографий. Постоянно вводя новые способы гравирования, травления и отпечатывания, Шишкин работает в технике офорта, наряду с занятиями живописью и рисунком, вплоть до 1890-х годов. В последние годы жизни художник особенно много времени посвящал офорту и литографии, выпускал альбомы. На выставке будет представлен один из таких альбомов с зарисовками и этюдами, как в витрине, так и на видео-экране, где альбом можно будет «перелистать».
Несмотря на то, что многие печатные листы Шишкина имеют основой его же композиции (например, офорт «Рожь», созданный, правда, гораздо раньше одноименной картины из Третьяковской галереи), их нельзя назвать авторепродукцией, то есть рисунками, тиражированными литографской или офортной техникой, Лучшие литографии и офорты художника - это подлинные шедевры особого вида искусства - гравюры. Нынешняя выставка дает редкую возможность видеть эту часть наследия мастера, ведь графические его произведения экспонируются редко - из соображений сохранности.
Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге, уездном городке Вятской губернии. С детских лет он жил в окружении могучих прикамских лесов и сроднился с ними. Впоследствии, не раз приезжая в отчий край, он обретал там новые творческие силы от общения с близкой ему природой. Современники называли Шишкина «лесным богатырем». Это меткое определение соответствовало и самому облику художника, и его характеру - прямому, простому и, одновременно, чуть-чуть замкнутому. Будучи одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, мастер возвышал, героизировал русский пейзаж, олицетворяющий, по его мнению, понятие Родины. В свое время, отвечая на вопросы «Петербургской газеты», на вопрос «Мой девиз» Иван Шишкин так и ответил: «Быть русским. Да здравствует Россия!»