Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Большой привет с большого БАМа

Большой привет с большого БАМа

Для многих из них, да и для тех, кто давно обосновался далеко от Байкала и Амура, время строительства БАМа осталось в памяти, как лучшие годы жизни.

Для многих из них, да и для тех, кто давно обосновался далеко от Байкала и Амура, время строительства БАМа осталось в памяти, как лучшие годы жизни. Они завели себе сайт в Интернете и обмениваются с единомышленниками воспоминаниями. Из нашего далека прошлое часто выглядит привлекательнее, чем настоящее. Как бы то ни было, энтузиазма большой стройки стране уже не пережить, как не пережить вторую молодость тем, кто строил БАМ.

Стройка была комсомольской, со всей страны съезжалась молодежь. Поселки и станции возводились силами республик и городов. Тынду строили москвичи, Улькан – азербайджанцы, Северобайкальск – ленинградцы... Вокзал, напоминающий парус, построен по проекту ленинградских архитекторов. Главная улица носит имя Ленинградской. Нетрудно догадаться, кому поставлен памятник на площади. Разумеется, ленинградским строителям.

Кто бывал в Северобайкальске, знает, что там есть музей и художественная галерея. Город, даже молодой, бережно относящийся к своей истории, вызывает уважение. К 25-летию БАМа, о праздновании которого, к слову сказать, Дума приняла постановление в 1999 году, северобайкальская художественная галерея переедет в новое здание, где разместятся портреты первых строителей магистрали и города. Картинам придется проделать долгий путь от Петербурга до Северобайкальска. Их готовит в дорогу автор – петербургский художник Вячеслав Чеботарь. Судьбе было угодно, чтобы он стал летописцем стройки в красках на холсте.

По легенде, идея художественного жизнеописания БАМа принадлежала Брежневу. Якобы Леонид Ильич сказал, что деньги в строительство страна вкладывает огромные, а произведений искусства на эту тему не видно. ЦК комсомола принял решение. Студент второго курса Академии художеств Чеботарь был одним из тех, кто заслужил доверие. До того он успел весьма убедительно отразить строительство нового цеха в Выборге.

В обкоме комсомола перед молодым художником разложили карту. Стало очевидно, что лететь ему придется до Иркутска, а там еще две тысячи километров с севера на юг как-то добираться до места. Сведущие люди подсказали, что по Байкалу в нужном направлении ходит один, чуть ли не колесный, пароход. Сесть на него почти невозможно. Мир не без добрых людей: нашелся человек, который назвал имя капитана, а в качестве привета с берегов Невы посоветовал захватить две бутылки водки.

Чеботарь совет оценил, когда увидел толпу геологов с огромными рюкзаками, штурмующих трап судна. Он назвал пароль, трап спустили с противоположной от толпы стороны, тут же убрали, как только художник ступил на палубу. На этой палубе он провел пару суток, на всю жизнь оставшихся в памяти.

В штабе строительства Чеботаря никто не ждал. На счастье, он столкнулся с журналистом газеты «Молодежь Бурятии». Тот позвонил начальнику стройки, сказал, что из Ленинграда приехал известный художник, каждая минута простоя которого дорого стоит. Начальник приказал дать «зеленый свет». Так Чеботарь попал на передний край строительства, где укладывала рельсы одна из лучших бригад.

Строители перед гостем расшаркиваться не стали. Поставили условие: за день пишешь портрет, понравится – оставим. Чеботарь остался на два месяца, через год приехал еще. Стал своим, пережил ощущение причастности к важному делу и собственной востребованности. К художнику как к местной достопримечательности приводили гостей стройки. Первый секретарь райкома партии попросил сделать градостроительный план, что Чеботарь и выполнил, чувствуя себя немного Микеланджело. Позже специалисты оценили, что место он выбрал грамотно, вписал город в лагуну между сопками – детский сад, школа, дома...

В завершение двух летних сезонов уже зимой художник привез на стройку цикл картин «Мы строим БАМ». Часть работ – портреты, пейзажи – он подарил городу, у колыбели которого оказался по воле судьбы. Выставка объездила Сибирь, в нашем городе ее тоже видели. Год назад, когда горсовет Северобайкальска принял решение открыть портретную галерею первостроителей, Чеботарь обещал передать городу работы, при условии, что галерея переедет в новое здание. Здание строится.

Здесь можно было поставить точку, но не хочется. Финал истории с циклом картин «Мы строим БАМ» подтверждает теорию, которую кроме Чеботаря разделяют многие – жизнь похожа на маятник, на смену невзгодам и унынию непременно приходит полоса удач. Для художника это важно, потому что у него есть еще один, пока не получивший завершения, проект, над которым он работает последние два с половиной десятилетия.

В следующем году не только БАМ, но и Вячеслав Чеботарь отмечает юбилейную дату. Ему исполнится пятьдесят. Возраст, когда художнику уже есть о чем рассказать, что показать. Чеботарь готовит выставку. Список побед убедителен – медаль «За строительство БАМа», золотая медаль Академии художеств, живописный цикл «Брестская крепость», победа на Биеннале скульптуры в Италии, первое место в конкурсе на проект памятника к 300-летию Российского флота (о его Андрее Первозванном на небесной ладье писали не раз, в том числе и наша газета). И все же главным делом своей жизни он считает сверхкартину «Покаяние и единение». Титанический труд, объединяющий живопись и скульптуру на христианские темы. Идея – средствами искусства приблизить людей к церкви.

Фрагменты работы демонстрировались на выставках. В 1994 году по приглашению Ватикана Чеботарь ездил в Италию, знакомил с проектом Папу Иоанна Павла II. Папа изумился, сказал, что подобное придумать мог только русский, и согласился позировать художнику для портрета. Портрет хранится в галерее портретов Пап в Ватикане.

Спустя год проект сверхкартины выставлялся в Думе, на этот раз удивил Черномырдина, какое-то время финансировался в рамках российско-итальянского сотрудничества. Как и следовало ожидать, очень скоро автор остался один на один со своим грандиозным замыслом – около двух тысяч метров живописи и больше двенадцати скульптур.

В мастерской Вячеслава Чеботаря в одном из корпусов Апраксина двора для случайных посетителей время летит незаметно. Можно бесконечно переходить от работы к работе и возвращаться. В одной из комнат – картины, которые готовятся к путешествию в Северобайкальск. Молодые лица людей, без тревоги смотрящих в будущее. Яркие, наполненные светом, пейзажи... За стеной скульптура – Андрей Первозванный, Ксения Блаженная, петербургские святые.

На юбилейной выставке Чеботарь покажет многое из того, что успел сделать за творческую жизнь. Он ищет помещение, чтобы представить публике и сверхкартину. Главный труд автор хочет подарить Петербургу. Для такого дара надо найти достойное место. Не хочется думать, что маятник в сторону удачи может качнуться еще через четверть века. Он обязательно качнется.