Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Бал-маскарадная эпопея

Бал-маскарадная эпопея

В «Манеже» зрительскому глазу есть где разгуляться. Значительная часть экспозиции отдана под ретроспективный раздел, в рамках которого можно составить себе представление о том.

В «Манеже» зрительскому глазу есть где разгуляться. Значительная часть экспозиции отдана под ретроспективный раздел, в рамках которого можно составить себе представление о том, как отдыхала и развлекалась знать рубежа XIX и XX веков на балах и маскарадах.

Благодаря материалам из собрания Государственного Эрмитажа, Российской Национальной библиотеки и других хранилищ минувшего мы можем увидеть фотографии самого известного маскарада 1903 года, прошедшего в Зимнем дворце. Участниками этого великосветского бала стали знатнейшие люди своего времени.

На выставке представлены костюмы, выполненные в духе царствования Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим за годы относительного спокойствия и благоденствия, пришедшиеся на его правление. Можно полюбопытствовать и взглянуть на костюм, в который была одета сама Александра Федоровна, императрица и супруга Николая II, а также приближенные ко двору аристократы и аристократки. В числе интересных объектов – костюм боярина, принадлежавший Ф. Ф. Юсупову, батюшке знаменитого Феликса Юсупова, спустя 13 лет решившего судьбу Григория Распутина. На правом рукаве карнавального костюма – подозрительное пятнышко бурого цвета. Случайность или ироничная ухмылка истории?

Можно увидеть и фотографии других маскарадов, прошедших, например, на льду Юсуповского сада или на «скетчинг-ринге» Марсова поля. Любопытны специальные альбомы и зарисовки из журналов, демонстрирующие моду на карнавальные костюмы прошлого. Пастушки, фехтовальщицы, домино, пьеро, пьеретты – литографские мастерские Петербурга, Москвы и заграницы без устали печатали образцы, по которым модники и модницы заказывали себе наряды. Куртуазная культура карнавала не оставляла равнодушными художников прошлого, которые не только думали о том, что же за прелестница прячется за маской, но и рассуждали на тему притворства и театральности. В экспозиции представлены работы ряда авторов, среди которых зарисовка «Арлекин» кисти П. Пикассо.

В рамках проекта демонстрируется выставка модной фотографии современных российских и зарубежных авторов, а также мэтров этой индустрии. Фэшн-фотография – оплот гламура, но и здесь есть место художественному творчеству, ведь притворство нужно уметь показать талантливо, чтобы все поверили в искрящуюся историю. Работы Анатолия Бисинбаева, Гоши Семенова, Юрия Молодковца, целая буржуазно-приторная история от Виктора Васильева с актером Андреем Руденским в главной роли.

Традиция балов и маскарадов прервана, констатируют организаторы проекта, но они же и настаивают: это неправильно, и одной из целей декларируют попытку восстановить связь времен и вернуть балы и карнавалы в нашу жизнь. Маскарад – это своеобразный хеппенинг, то есть актуальное произведение современного искусства, при котором зрители не просто созерцают, но и живо участвуют в эффектном действе. Если у высокого искусства цель высокая – заставить задуматься о судьбах человечества, то в отличие от этого легкое и веселое искусство маскарада имеет главную цель – от трудных вопросов увести.

Неправильно? Почему же! Даже величайшие гуманисты делали перерыв на обед, чего уж нам, простым смертным золушкам, не повеселиться? А для этого создаются условия, и на выставке представлены результаты творчества театральных художников – фантазийные костюмы, исполненные Е. Русановой, Н. Васильевой, О. Михайловой и театральной мастерской «Возрождение».

Экспозиция второго этажа отведена под изысканные туалеты – винтажные, из коллекции Натальи Костригиной и антикварного салона «Сокровища Петербурга», и современные, созданные модными дизайнерами – Славой Зайцевым, Татьяной Парфеновой, Ларисой Погорецкой, Нонной Меликовой, Янисом Чамалиди, Юлией Бунаковой и Евгением Хохловым, а также итальянским модным домом Crezioni Antonella. Их творения делают сегодняшний бал не бесплотной мечтой, а вполне осуществимой реальностью.

Выставка оставляет странное впечатление. Организаторы стремились, как чемпион-конькобежец, скорее «выбросить» вперед конек, пересечь финишную черту и заявить свое первенство. По количеству и качеству представленного материала экспозиция вне конкуренции. Что до концепции, обязательной для каждой вразумительной экспозиции, то она не читается.

Где задумка, где интрига, где рассуждения? Хорошо срежиссированная экспозиция взрывается в зрителе эмоциями, новым видением, открывает глаза на что-то новое, увиденное под неожиданным углом. «Бал-маскарад», «Гранд-маскарад», «Инсталляция стиля» – кажется, сами организаторы не совсем определились, что они показывают публике, ведь все эти три названия указаны в афишах – это набор произведений, каждое из которых играет само по себе, а не в оркестре.

Есть несколько вопросов к оформлению экспозиции. Замахнувшись на высокое и устраивая «инсталляцию стиля», организаторам стоило быть последовательными: несколько странными выглядят столь прекрасные произведения, представленные на стендах, кривовато обтянутых холстинкой. Попытка показать роскошные вечерние туалеты вдруг подчеркнула и грязноватый цвет серого пола, и проблемы с освещением. Возникло ощущение дисгармонии. Экспозиция второго этажа и вовсе местами напоминает не выставку произведений высокой моды, а попросту магазинчик. Подобные жанровые зарисовки, когда демонстрируются не только сами костюмы, но и антураж, допустимы, но в иной стилистике, не говоря уже о том, что антураж отвлекает взгляд от костюмов. К тому же возникает вопрос: почему работы кого-то из дизайнеров вписаны в некие мизансцены, а чьи-то одиноки в своих «загончиках»?

При всех замечаниях и вопросах нельзя не заметить, какого титанического труда стоил этот проект своим создателям и сколько замечательных произведений удалось достать из запасников и частных коллекций для созерцания. Организаторы намерены сделать выставку регулярной и продолжить исследовать столь малоизученный вопрос – балы и маскарады в культурном контексте прошлого и современности.