Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Выставка в Филиале Музея Мирового океана «Ледокол «Красин»

Выставка в Филиале Музея Мирового океана «Ледокол «Красин»

Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол «Красин» Наб. Лейтенанта Шмидта, 23 линия Тел./факс 325-35-46, тел. 325-35-47 Я ощущал мир как данность, воспринимал его

Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол «Красин»
Наб. Лейтенанта Шмидта, 23 линия
Тел./факс 325-35-46, тел. 325-35-47

Я ощущал мир как данность, воспринимал его эмоционально, а не аналитически. В моих жилах текла кровь мореходов и открывателей, а не историков и исследователей. И летопись, которую я исправно вел всю жизнь, скорее была «корабельным журналом», чем «Повестью Временных лет»… (Владислав Микоша)

Характер – это судьба. Если бы легендарный кинооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать иную профессию, то, несомненно, из него бы получился прекрасный летчик, хирург, моряк. В любой области, в какую бы он ни окунулся со всем жаром внутреннего огня, своей веры в то, что он делает, он бы добился успеха. Определенный характер как маяк притягивает свои отдельные события, которые люди склонны рассматривать как знаки свыше. Микоша верил в запрограммированность своей судьбы, в свою профессиональную предопределенность, в предначертанность ему быть кинооператором.

Более шести десятилетий Микоша держал в руках кинокамеру. Он был свидетелем непростой эпохи, человеком, наделенным даром оказываться в гуще знаковых событий и умеющим мастерски их фиксировать не только на кино- и фотопленку - Микоша был блистательным публицистом, военные репортажи которого печатались в самой главной газете Советского Союза - «Правде». Он был не только профессиональным журналистом, но и фоторепортером. Шесть довоенных лет Микоша проработал фотокорреспондентом газеты «Известия».

Четыре года, которые выпали на войну, - не слишком большой отрезок времени, но остались те годы самыми главными, а съемки - самыми дорогими сердцу кинооператора. Во время Великой Отечественной Владислав Микоша с камерой в руках участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Кавказа, снимал бомбежки Лондона и беспечную в то время Америку, гибель Керченского десанта. «Про военные съемки Микоши справедливо сказать, что они сразу - и быт и поэзия... На пленке кинодокументов, снятых Микошей, всегда присутствует температура события», - писал один из режиссеров киноэпопеи «Великая Отечественная» Лев Данилов. Война занимала одно из главных мест в его творчестве, но трудно перечислить все то, что снято им после войны: восстановление Варшавы и Днепрогэса, война Китая с Гоминданом - съемки в рейде Народно-освободительной армии через весь Китай, встречи Сталина с Мао Цзедуном и Хрущева с Кеннеди, съемки Неру, Сукарно, Эйзенхауэра, Насера, Кастро, Тито, Гагарина, Бидструпа, Клиберна, Нуриева, Улановой...

О Владиславе Микоше – легендарном операторе и фотокорреспонденте написано много. Но о его творчестве написано гораздо меньше, слишком затмевала его сама фигура Микоши. Цельный, не идущий на компромиссы с собой и окружающим миром, не отделяющий себя от дела своей жизни. Микоша будто бы сам оживший герой советского фильма. Но все же стоит посмотреть на фотографии Микоши в некоем отдалении от его харизматичного автора. Его кадры профессионально проработаны, отточены, нет ничего лишнего, что делает документальные свидетельства произведением искусства. Документальность трансформируется с годами в художественность, это неоспоримый факт. Профессиональная, творческая самоцензура отвергала малейший дилетантизм. Черно-белые документальные фотографии своей суровой правдивостью, неподдельным драматизмом трогают сильнее, чем современные постановочные кадры.

Выставка построена в хронологическом порядке. События разделены на три части: прилет дирижабля «Граф Цеппелин» в Ленинград 25 июля 1931 года, экспедиция по спасению челюскинцев на пароходе «Смоленск» в феврале-июне 1934 года, проводы воздушной экспедиции на Северный полюс (СП-1) 21 марта 1937 года. Три серии, представленные на выставке, переплетаются между собой не только потому, что имеют одного автора – их объединяет внутренний накал событий, общие персонажи, событийная ценность. Экспозиция вместила в себя лишь малую толику обширного фотоархива Владислава Микоши, наша выставка лишь начало «открытия» данного автора, в новом, экспозиционном рассмотрении его творческого пути.