Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Конец эпохи «Москвошвея»

Конец эпохи «Москвошвея»

Выставка, открывшаяся в Музее политической истории России, называется «Политика и мода», и это предполагает не противопоставление, а, напротив, соединение двух, на первый взгляд, далеких друг от друга сфер человеческой жизни.

Выставка, открывшаяся в Музее политической истории России, называется «Политика и мода», и это предполагает не противопоставление, а, напротив, соединение двух, на первый взгляд, далеких друг от друга сфер человеческой жизни.

Здесь можно увидеть не только образцы одежды прошлого века, но и множество фотографий, карикатур, журналов, плакатов, так или иначе отражающих облик советского человека. Короче говоря, все то, из чего по частицам складывалась повседневная жизнь «маленьких» и «больших» людей в «эпоху «Москвошвея».

Например, талон на получение промтоваров или фотоснимки с подписями: «Премирование костюмами лучших ударников весеннего сева», «Продажа колхозникам промышленных товаров» и прочие наглядные результаты взаимодействия общества с легкой промышленностью. Швейные цеха, комсомолки в характерной форме, портреты партийных деятелей... Можно рассмотреть одежду того или иного лидера. Порой даже сомневаешься, что же считать главным – моду или политику.

Мемориальная одежда известных государственных деятелей: костюмы М. Литвинова, А. Микояна, фуражка В. Жириновского, по словам организаторов, должны отражать изменения в политической моде России. Но они напоминают, скорее, о личных предпочтениях: сказано, что любимой одеждой Сталина был френч, и вся партийная номенклатура носила френчи. Дресс-код в высшей партийной среде был весьма жестким. Опять же иллюстрация к тезису о двух диктатах: моды и власти. Не обошлось в экспозиции и без нарядов первых леди Н. С. Хрущевой и Р. М. Горбачевой, но и эти платья – предметы не моды, а индивидуального стиля.

Мода – это все те вещи, неважно кому принадлежащие, что ценны не именем владельца, а датой происхождения. Головные уборы: цилиндры, котелки, кепки, буденовки, отличающие трудящихся от свергнутых «буржуев». Куртки, пиджаки, перешитые из военной формы, в которых советская женщина стояла у станка, защищала родину и перевыполняла производственные планы. При внимательном осмотре экспонатов выставки вполне прочитывается концепция прозодежды: «Нет костюма вообще, а есть костюм для какой-нибудь производственной функции», – по выражению одной из амазонок русского авангарда Варвары Степановой.

Но все-таки похоже, что организаторы выставки не сумели себя ограничить и точно выстроить экспозицию. Они решили показать все сразу, побольше и поразнообразней, собрать воедино весь советский ХХ век – из обрывков воспоминаний, фотоальбомов, журнальных статей, пропагандистских плакатов и модных аксессуаров. Это помешало кураторам выставки помочь посетителям разобраться, была ли мода частью политики или именно политика, как самая настоящая мода, заставляет массы людей думать одинаково.

На открытии выставки своими мыслями по заданной теме поделились и дизайнеры одежды. Один из старейших российских модных домов «Евгений Гусев Студия» представил коллекцию «Бал правит женщина», состоящую из романтичных платьев, бело-розовых или с цветочным орнаментом. Так дизайнеры говорят «нет» агрессивной мужской политике и предлагают вариант женского правления, когда вместо революционного красного – нежный розовый, а пояс, подчеркивающий тонкую талию, кажется признаком истинной аристократки. Но вообразить себе хрупкую девушку, для которой и предназначены все эти платья, во главе государства или партии, в самом центре жесткого мужского мира невозможно. Вот и ответ: Наташе Ростовой место на балу, там она и правит. А фотографии женщин-политиков на спинках пиджаков только подчеркивают разницу – или бал, или политика. Совмещать не получится. Возможно, это и требовалось доказать.

Перформанс студентов Московского национального института современного дизайна назывался «Тюремная книга» и уже был показан в Москве в рамках выставки «Книга художника». Для петербургской публики дизайнеры еще раз перелистывали страницы своей «книги» в Белом зале Музея политической истории. Черные вещи, которые модель снимала с себя одну за другой, практически ничем не отличались, кроме надписей – тюремный жаргон, фразы, которые оставляют заключенные на стенах. И дело даже не в том, что мода помогает в экстремальных условиях оставаться женщиной, важнее одежда как таковая, которая почти всегда – личное высказывание человека, его послание окружающему миру.

В заключение коллекцию «1917» показали Наталья Фролова и Наталья Романова, дизайнеры студии Frol Romanoff. Впервые коллекция была представлена в прошлом году на Russian Fashion Week в Москве и посвящалась 90-летию Октябрьской революции. Черный, белый, красный – революционный лаконизм, не признающий оттенков и компромиссов. Грубое сукно, кожа, экспрессивные принты, изображающие абстрактное войско. Агрессия оправдана идеалами революции, и мужественные женщины берут революционное знамя и идут в бой. Никаких сантиментов, это политика. Или мода?