«КРОК» (по-украински – шаг) придуман и устроен совместно российскими и украинскими аниматорами – давно, когда деревья были большими, крокодил Гена – зеленым, а наши две страны входили в одну империю. Короче говоря, девятнадцать лет тому назад.
Фестиваль (считается, что он в числе пяти лучших анимационных смотров мира) живет на корабле, который обычно курсирует в теплом Черном море или по теплым южным рекам. Заходит в разные порты и там показывает публике свои общеинтересные программы.
Но Черное море далеко, поэтому в Петербурге знают о «КРОКе» только специалисты и особые поклонники анимации в ее настоящем профессиональном виде (а не той примитивной анимации, которую делают на компьютере самопальным способом любители, а потом рассылают свои ролики всюду, где их показывают на любой вертикальной поверхности).
Но вот уже третий раз «КРОК» кратковременно посетил наш город: в 2000-м закрытие фестиваля состоялось в кинотеатре «Паризиана», в 2002-м открытие – в Доме кино. И вот снова на Неве причал, от которого теплоход (прежде – «Федор Шаляпин», а теперь «Виссарион Белинский») нынче пошел по маршруту Петербург – Кижи – Валаам – Ярославль – Москва.
Это начало путешествия по фильмам, сделанным студентами киношкол мира и дебютантами. К отбору представлено около 600 работ, до конкурса допущено 129 картин из 33 стран мира на 12 часов показа. Российских – 24 названия. А кроме наших в конкурсе знаменитые мировые фильмы: чуть было не получившая «Оскар» канадская «Мадам Тутли-Путли», победитель студенческого смотра в Аннеси-2008 французская «Камера Обскура», призеры нескольких фестивалей венгерская «Линия жизни» и израильский «Бетон», лауреат серебряной награды Американской киноакадемии «Мираж», немецкий «Белый»...
Тут скажу, упреждая ваши завистливые вздохи: пока в Петербурге, где работают две весьма, хотя и по-разному, успешные анимационные студии, не будет своего грамотного анимационного куратора, мы не увидим всего этого мирового богатства. Но в чьи руки отправить челобитную с просьбой о таком специалисте, перед чьими окнами нам с вами устроить демонстрацию с лозунгами «Даешь!..»?
Завидуем дальше. Информационная программа – это еще полсотни картин, в том числе панорама молодого французского кино к 100-летию первого анимационного фильма. К этой же дате приурочен показ лучших произведений за первые сто лет анимации, причем фильмы отбирали ее мэтры.
А также празднование особой ретроспективой 20-летия студии «Пилот» Александра Татарского (цикл о Братьях Пилотах, цикл «Гора самоцветов») и показ «Сто на двоих»: 50 лет режиссерам Ивану Максимову («Болеро», «Нити», «Ветер вдоль берега») и Михаилу Алдашину («Рождество», «Букашки», «Про Ивана-дурака»).
Мастер-классы проведут мэтр французской анимации Мишель Осело («Кирику и колдунья», «Принцы и принцессы») – он же председатель жюри; японский режиссер и художник Коджи Ямамура («Гора-голова», «Сельский врач Франца Кафки»); американский музыкант и композитор Ник Фелпс и белорусский режиссер Михаил Тумеля («Волшебная свирель», «Песнь о Вольфганге неустрашимом...»).
Еще будут устроены презентации книг Федора Хитрука и Юрия Норштейна.
Кстати, Норштейн – почетный президент «КРОКа». А просто президенты – от Украины режиссер и художник Давид Черкасский («Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит», «Остров сокровищ»), от России – режиссер и художник Эдуард Назаров («Жил-был пес», «Мартынко», «Путешествия муравья»).
Между прочим, Эдуард Васильевич в этом году впервые посетил Выборг, где на фестивале «Окно в Европу» возглавлял жюри анимационного конкурса. А в свободное от просмотров и обсуждений время заходил выпить чашечку кофе в знаменитое уже теперь выборгское кафе «Сова». И ни в какое другое. Поскольку в первый же свой визит обнаружил удивительные скатерки на столиках – с изображенными Винни-Пухом, Иа-Иа и Пятачком (на снимке). То есть с героями, которых он сам и придумывал вместе с Федором Хитруком и Владимиром Зуйковым.
Весть о том, что у них такой гость – почти родственник «Сове», дошла до хозяйки заведения Елены Огаревой. И тут случился праздничный обед, и
совместное фотографирование, и акт дарения скатерки на память.
А про авторские права и отчисления спрашивайте у фабрики, которая ткань с Винни и другими выпускает. Только один человек в нашей стране отсудил себе все права на одного анимационного персонажа – и профессиональное сообщество вовсе не считает этого человека героем...
Но мы сейчас про «КРОК». На торжественной церемонии открытия, которую вел Вадим Жук под хохот собравшихся, представили один из официальных призов – «Пластилиновую ворону» (у нас такая же, только большая, стоит в фойе кинотеатра «Родина»). В память об Александре Татарском эта статуйка вручается самому креативному фильму – за прорыв. Еще показали полнометражную анимацию Нины Пэйли «Сита поет блюз», дебют. Картина участвовала во множестве международных киносмотров, а в столице анимации Аннеси получила в этом году «Гран-при».
А еще саксофон Ника Фелпса выдал (выдул?) протяжные гудки в ассортименте – вплоть до нот утесовской песенки про то, как «словно по сердцу идет ПАРОХОД». И Давид Черкасский с Эдуардом Назаровым ударили в рынду.
А за плаванием «КРОКа» – вплоть до причала в Москве 29 сентября – следите на сайте www.krokfestival.com