Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Музей выходит из... берегов

Музей выходит из... берегов

Должно быть, человек не мог спокойно видеть пустую стену с тех пор, как поднялся с четверенек и поселился в пещере. Иначе мы никогда не получили бы образцы наскальной живописи.

Должно быть, человек не мог спокойно видеть пустую стену с тех пор, как поднялся с четверенек и поселился в пещере. Иначе мы никогда не получили бы образцы наскальной живописи.

Потребность к самовыражению и освоению публичных пространств менялась в соответствии с требованиями и модой времени. Граффити сегодня занимаются много больше людей, чем в свое время наскальной живописью.

Столетие назад в нашем городе, да и не только здесь, важную роль играли вывески. Это было своего рода искусство, создававшее лицо Петербурга, о чем теперь можно судить по коллекции, собранной Музеем истории нашего города. В советские годы публичные пространства заполонили плакаты и портреты вождей. Каждый ребенок знал в лицо основоположников марксизма-ленинизма.

В постперестроечное время на первый план вышла и все заполонила собой реклама. Городское сообщество не сразу осознало, что с такой агрессией надо как-то бороться. Опыт подсказывает, что только запретами (к примеру, рекламных растяжек на Невском) такую войну выиграть невозможно. Стоит перейти к обороне и попытаться рекламу теснить. Недавно художники на законных основаниях расписали красивыми сюжетами пару городских брандмауэров. Наша газета рассказывала о художественной акции, после которой по крайней мере на двух глухих стенах города не осталось места для рекламы мобильной связи или нижнего белья. Но это к слову, речь не только о рекламе.

Музеи мира давно перестали быть местом тихого уединения и не упускают возможности «выплеснуться» на городские улицы. На одном из каналов промелькнул телесюжет о музее, который вынес на улицы Лондона изображения своих картин.

В Амстердаме, где огромное историческое здание на реке Амстел перестраивается под центр «Эрмитаж – Амстердам», как-то вечером прошла акция, привлекшая большое внимание горожан. На темном фасаде исторического комплекса «оживали» картины из собрания российского музея. На одной из центральных магистралей того же Амстердама ведется длительный ремонт большого здания. Настоящий фасад закрыт декорацией, как это делается и у нас. Но в окнах фальшивого фасада вечером «горит» свет и мелькают тени. Ощущение, что дом продолжает жить... Но пора рассказать о проекте, только что запущенном в Петербурге.

Какое-то время назад петербургские художники поделились с руководством Эрмитажа идеей вынести за стены музея изображения известных картин. В этой роли прежде всего они видели «Танец» Матисса.

В Эрмитаже замысел поддержали, помогли осуществить, правда, внесли в него коррективы. Совсем недавно на фасаде ремонтируемого здания на Университетской набережной, 21, появились изображения акварелей Премацци и Спасского с видами Петербурга из собрания Эрмитажа.

Комментарий по этому поводу
«Санкт-Петербургским ведомостям»
дал Михаил Пиотровский:

Можно сказать, Эрмитаж «выплескивается из берегов». Мне кажется, будет хорошо, если картины люди смогут видеть в разных местах города. Далеко не все ходят в музеи. На телеэкране изображения хорошего вкуса почти не появляются. Город завешан рекламой косметики. Было бы замечательно хотя бы половину этой площади отдать рекламе прекрасных вещей, которые хранятся в музеях. Такой опыт есть.

Недавно мы завершили большую акцию в сорока городах России. Там на рекламных стендах были размещены изображения картин из коллекции Эрмитажа. Представьте, никто не возражал. С одной стороны, это популяризация произведений искусства. С другой – способ улучшить качество рекламы, которое в последнее время оставляет желать лучшего.

Эрмитаж – музей агрессивно-наступательный. Мы продолжаем наступательную политику, которая не всем нравится. Эксперимент начался на Университетской набережной. Посмотрим, насколько новшество придется по душе горожанам, властям города, спонсорам проекта.

Мы понимаем, что в таком деле надо соблюдать вкус и чувство меры, грань очень тонкая. В то же время уместно вспомнить, как много поколений в нашей стране по репродукциям ознакомились с картинами Шишкина и Васнецова. От этого оригиналы картин хуже не стали.