Интересное
Терпела измены десятилетиями: любовная история Поргиной и Караченцова зависти не вызывает Терпела измены десятилетиями: любовная история Поргиной и Караченцова зависти не вызывает Читать далее 20 мая 2024
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Категории

Мелодия Ларисы Астрейн

Мелодия Ларисы Астрейн

Лариса Астрейн получила добротное профессиональное образование. Занималась во Дворце пионеров под руководством М.А.Гороховой (вдовы Л.А.Юдина). Окончила ЛВХПУ имени В.И.Мухиной. Однако решающим в ее

Лариса Астрейн получила добротное профессиональное образование. Занималась во Дворце пионеров под руководством М.А.Гороховой (вдовы Л.А.Юдина). Окончила ЛВХПУ имени В.И.Мухиной. Однако решающим в ее творческом становлении оказалась встреча с группой учеников В.В.Стерлигова. Их искусство задавало, как говорят психологи, поисковую доминанту. Передаваемые изустно парадоксы мэтра походили на запавшие в память с детства задачки русской сказки: "Пойди туда, не знаю, куда! Принеси то, не знаю, что!" Но волшебство Стерлигова базировалось на изучении опыта живописи - от импрессионизма, через Сезанна и кубизм, к супрематизму Малевича. Это было, так сказать, рациональное основание — в общем-то иррациональных — духовных устремлений Учителя. Наука подкрепляла Веру...

Едва ли систему "чашно-куполыюсти" можно выразить в виде строгих геометрических правил (скажем, на манер ортогональных проекций Древнего Египта, параллельной перспективы Китая и Японии, прямой перспективы европейского Возрождения). Это - скорее система отклонений от инерции эмпирического восприятия зримого мира В ней есть нечго родственное — характерной для византийско-древнерусской иконописи — системе так называемой обратной перспективы, которая геометрически не строилась, а возникала сама собой. Возникала в искусстве, использующем формы "дольнего мира" для возвещения о "мире горнем". Идея "чашно-купольности", несомненно заряженная христианской символикой (купол — небо -Вселенная; чаша - чаша бытия), на практике становилась формой преодоления тривиальной обыденности, формой "воспарения" над ней. Пожалуй, можно сказать, что "Пространство Стерлигова" - так называется недавно вышедшая книга, посвященная замечательному феномену нашей культуры, — это метафора, объединяющая очень разных последователей позднего питерского пророка. Пройдя его основательную школу, каждый из них находит свои способы художественного дистанцирования от "наличной" реальности, способы ее интерпретации. Объединяет их — интерес к тайне пространства, ощущение его неметричности, неопределенности.

У Ларисы Астрейн он выражается прежде всего в осознании бытия предмета в большом, неограниченном мире, воспринимаемом во многом согласно идущим от М.В.Матюшина принципам "расширенного смотрения". Ее пространство — пластично; в нем нет ничего застывшего; все струится, затаенно движется. Свободный цветовой мазок передает пульсацию окружающей среды и одновременно — мироощущение автора, осознающего себя в протекающем из бесконечности в бесконечность мире.Этими свойствами живописи - в первую очередь — и вызываются в картинах Ларисы Астрейн космические ассоциации. ("Красные домики", 1996, и др.).

Уходу от приземленного натуроподобия служит и работа над цветом. Цвет -стремится к освобождению от тональной отягощенности. Краскам возвращается "первоначальное естество". Художница идет к спектрально чистому, светящемуся цвету. Он ничего общего не имеет с иллюзорным освещением, однако заряжен энергией солнца. И безусловно - метафоричен как начало, преодолсвающее вещественность, одухотворяющее материю. Именно "свето-цвет" (а не геометрия — в каком-либо из ее вариантов) представительствует от имени космоса, бесконечности, выступая — ассоциативно — в роли духовной субстанции мира. И хотя Лариса Астрейн нередко ступает по лезвию бритвы, оперируя рискованно-пряными сочетаниями цветов (например, остро-лимонного, розово-сиреневого, изумрудно-зеленого), она, как правило, не соскальзывет в область радужной иллюминации, - приводит контрасты к "симфоническому состоянию" колорита.

Гармония — условие целостности, и целостность мыслится художницей в системе станковой живописи. Собственно, Стерлигов был в числе тех мастеров, которые вернули авангардные искания в русло станкового искусства. Выдвинутая в свое время Л.А.Юдиным формула "пластического реализма", объединившая ряд последователей Малевича, близка и Ларисе Астрейн. Стерлиговская "чашно-купольность" продолжила развитие этой тенденции, поскольку "кривая", становящаяся модулем формообразования (в отличие от "прямой", вырывающейся за рамки картинной плоскости, влекущей и за пределы станковизма — в дизайн) предполагает "возврат" движения, замыкание композиции "на себя".

Многие работы Ларисы Астрейн композиционно стягиваются к центру. Такое построение "собирает", сосредоточивает внимание зрителя. Экстравертная философия искусства, соответствующая экспансии техногенной цивилизации в мир, сменяется философией интровертной, отвечающей экологически перспективному отношению к природе. Это означает ценностную переориентацию: идея покорения природы, овладения внешним миром уступает место идее самопознания, действие — созерцанию. "Живопись для того, чтобы только созерцать", - полагает Лариса Астрейн. Ей даже кажется, что Изображение и Слово — антагонистичны: "Слово помогает открыть дверь в живопись, но тут же закрывает ее". Не случайно она предпочитает давать работам нейтральные названия, дабы не навязывать зрителю какой-либо мысли.
Ставка на созерцание, подтверждаемая любовью к таким художникам, как например, В.Борисов-Мусатов, с фресковой матовостью их утонченной живописи, дает вместе с тем и импульс медитативности. Созерцательность — это и интроспекция, взгляд в себя, погружение в глубины собственного духа...

Безусловно, коль скоро художница не порывает с фигуративностью, создаваемые ею образы как бы непроизвольно возникающие из красочных сгущений, сами концентрируются в определенные смыслы. Так, в общем массиве ее живописных работ вырисовывается цикл двухфигурных композиций. Это - весьма обобщенные, но драматически напряженные изобразительные формулы диалогов ("Двое", 1989, и др.). Они олицетворяют какие-то проблемные сигуации. А процесс "извлечения" образа из совокупности красочных пятен предполагает определенную продолжительность восприятия, длительность "собеседования" с художником. В образную структуру включается временная координата. Работы Ларисы Астрейн хочется подолгу рассматривать. И ей есть что сказать - как художнику, улавливающему в "музыке небесных сфер" свою неповторимую лирически чистую мелодию...