Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Выставка Бориса Королева

Выставка Бориса Королева

4 декабря в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка Бориса Королева. На экспозиции, носящей ретроспективный характер и охватывающей весь творческий путь мастера отечественной

4 декабря в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка Бориса Королева. На экспозиции, носящей ретроспективный характер и охватывающей весь творческий путь мастера отечественной скульптуры, будет представлено около 100 произведений из коллекции Русского музея и Третьяковской галереи. Наряду со скульптурными работами зрители смогут увидеть графическое наследие Королева.

Борис Королев – выдающийся русский скульптор ХХ века, автор новаторских кубистических произведений и в то же время традиционных советских памятников и портретов вождей и деятелей революции. Обращение мастера к разным стилистическим системам определено историей и отражает драматические коллизии эпохи. Его творчество, как и его жизнь – это зеркало времени.

В начале 1900-х годов студент Московского университета Королев проникся социалистическими идеями и участвовал в революционном движении, был арестован и приговорен к ссылке в Туруханский край, замененной высылкой за границу. Однако Королев быстро вернулся из заграницы и жил на нелегальном положении в Москве и Петербурге. В это время он серьезно увлекся искусством, занимался в частных скульптурных студиях. Тогда же он создал свои первые скульптурные произведения («Аполлон», 1908, «Менада», 1909).

В 1910-м закончился срок нелегального проживания в России, и Королев смог продолжить обучение в университете, а также поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Начинающий скульптор создал целый ряд произведений, которые не укладываются в рамки одного творческого метода. Тема героики, которая впоследствии станет одной из главных для Королева, появляется в горельефе «Бетховен» (1910), отражающем мятежный дух немецкого композитора. «Портрет С.И. Зимина» (1912) выполнен в модной тогда импрессионистической лепке «мазками». Совсем иной «Портрет Ф. А. С.» (1914), несущий на себе печать увлечения Роденом, его живой естественной манерой, свободной от академических условностей. В этом произведении наряду с «Портретом жены» (1916) определились будущие особенности скульптуры Королева – энергичная пластика в технике лепки и монументальность формы в работе с камнем.
1910-е годы были для Королева счастливым временем творческих исканий и художественного разнообразия. Подобно Родену,
наблюдавшему за свободно двигавшимися моделями в своем ателье, Королев вдохновляется «пластическим танцем» Айседоры Дункан («Танцовщица», 1916). В это же время он сближается с художниками «Бубнового валета». Это нашло отражение в «Мужской фигуре» с ее геометризацией форм (1914).

Во второй половине 1910-х Королев отошел от реалистической традиции в сторону новаторства. Особенно ярко это проявилось после революции, когда он создал целый ряд произведений в стиле кубизма. Королев стал единственным представителем кубизма в русской скульптуре. Он принимал активное участие во всех мероприятиях ленинского плана монументальной пропаганды. Ему импонировала роль художника-преобразователя и стремление к «пересозданию человека средствами культуры». К этому времени относятся кубофутуристический памятник Бакунину (1918-19), проекты памятников Марксу (1919-20) и Освобожденному труду (1920). В то же время Королев размышляет о синтезе скульптуры и архитектуры, их взаимном влиянии, поиске новых средств выражения. Это заметно в таких его работах как «Гротеск» (1921), «Сопряжение форм человеческого тела» (1922), «Саломея» (1922). В них Королев максимально отдаляется от традиции фигуративного изображения обнаженного тела.

К середине 1920-х годов культурная политика государства изменилась. Был провозглашен лозунг «Назад к передвижникам!» и Королев вернулся к реалистической скульптурной форме. В это время он создал свои лучшие этюды обнаженных («Стоящая обнаженная, опирающаяся на тумбу», 1923, «Обнаженная, сидящая за прической», 1924). Во второй половине 1920-х он предпочитал этюду большую форму в натуральную величину модели («Женский торс», 1925, «Юность», 1926).

Особой законченностью формы и чувством материала отмечены портреты Королева 1920-х годов. Если в «Голове каменотеса» (1924) и «Портрете Н.Н. Никольского» (1925) преобладает активное волевое начало, готовность «делать» жизнь, то «Женская голова» (1921), изображающая жену скульптора – это формула женского начала. Свою жену Людмилу Николаевну Королев изображал на протяжении всей жизни, в ее портретах он был свободен от идеологии и пафоса, раскрывая лирическую сторону своего дарования.

На рубеже 1920-х - 30-х гг. Королев начал использовать своеобразную форму портрета-маски («Портрет И.Е. Хвойника», 1929, «Портрет К.С. Сараджева», 1931). Он изображал людей сильных духом и наделенных творческим потенциалом.
Важной частью выставки является раздел проектов памятников Королева. Среди них памятники революционным деятелям (памятник Борцам революции 1905 года (1924-25), памятник Н.Э. Бауману (1926-31), памятник А.И. Желябову (1929-32) и памятники знаменитым писателям и поэтам прошлого (памятник Л.Н. Толстому (1928), памятник А.С. Пушкину (1937), памятник Н.В. Гоголю (1937). Участвовал Королев и в создании «Ленинианы». Он был автором целого ряда памятников Ленину, включая созданный в 1926-м и ставший знаменитым портрет в мраморе, о котором положительно отзывались соратники вождя.

В 1949-м году Королев наряду с бывшими художниками «Бубнового валета» был обвинен в «формализме» и его творчество стало мишенью для беспощадной критики. Его произведения не приобретались и не принимались на выставки. Но Королев продолжал работать: он написал эссе о творчестве А.С. Голубкиной, учебное пособие по скульптуре, автобиографию «Заметки скульптора» и т.д.

В 1985-м году в Русском музее прошла выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художника. Тогда особый интерес вызвали показанные после десятилетий замалчивания кубистические работы Королева. Нынешняя выставка дает возможность оценить творчество Королева во всей полноте, почувствовать его своеобразное художественное мастерство.