Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Модель вечности

Модель вечности

Вернисаж состоялся перед открытием научно-практической конференции «Исаакиевский собор между прошлым и будущим», посвященной настоящему – году 150-летия со дня окончания строительства и освящения главного храма города.

Вернисаж состоялся перед открытием научно-практической конференции «Исаакиевский собор между прошлым и будущим», посвященной настоящему – году 150-летия со дня окончания строительства и освящения главного храма города. Выставка, открытая директором музея Николаем Буровым и генконсулом Франции Мишелем Обри, интересна каждому почитателю Петербурга. Здесь представлен собор как бы в трех моделях: в чертежном, макетном и фотографическом. Чертежная – основная, быть может, часть экспозиции – это альбом Огюста Монферрана. Несколько листов «инженерной» графики показывают будущий храм, они были представлены Александру II. Царь был покорен, как мы много раз читали, изумительными рисовальными способностями архитектора.

Теперь можно чувственно согласиться с императором. Не только потому, что Монферран придумал здание изумительной красоты само по себе – эти конструкции, эти ребра купола, эти разрезы и планы, эти высокие окна, детали и профили выглядят частью организма, который осталось спрыснуть живой водой, чтобы он встал. Но и потому, что среди сугубо архитектурно-инженерных линий, углов и дуг мы вдруг видим фигурки ангелов и людей.

И если ангелы, как им подобает, чинно стоят со своими крыльями, то люди уже (на чертежах!) заняты строительством храма. Впрочем, есть другие листы, на которых Монферран запечатлел и ход работ; они тоже изумляют дотошностью прорисовки (иной, чем фотографическая), а также пониманием необходимости зафиксировать процесс для вечности.

Но более всего меня поразил рисунок: маленький человечек у высоченной двери собора. Снявши шляпу, мужчина с бородкой стоит в позе, казалось бы, совершенно сегодняшнего экскурсанта – да столько в композиции контраста между огромными вратами и крохотной фигуркой, что сразу думаешь вовсе не про все уравнивающий туризм, а про контакт совсем иного, запредельного, свойства и масштаба. Да и эта снятая шляпа...

Вторая «модель» Исаакия – фотографическая. Светопись разных эпох дает нам образ собора, тут много редчайших снимков из собраний Эрмитажа, Музея истории города, Института истории материальной культуры РАН, Центрального архива кинофотофонодокументов, Музея истории фотографии, Политехнического университета и частных архивов. Снимки поданы с большой – «кинематографически-монтажной» – изобретательностью, к тому известный фотограф Станислав Чабуткин воображение и руку приложил.

И, наконец, деревянные модели первых трех Исаакиевских церквей, сделанные по старинным чертежам и рисункам, завершают – или, наоборот, начинают ряд временнЫх моделей нашего достославного храма.

Выставка будет работать по 21 декабря, не пропустите.