Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Издания Общины Святой Евгении

Издания Общины Святой Евгении

11 декабря в Строгановском дворце открывается выставка, посвященная деятельности издательства Общины Святой Евгении, принадлежащей к интереснейшим явлениям русской культуры Серебряного века. Община

11 декабря в Строгановском дворце открывается выставка, посвященная деятельности издательства Общины Святой Евгении, принадлежащей к интереснейшим явлениям русской культуры Серебряного века. Община Святой Евгении активно занималась благотворительностью и сотрудничала с такими художниками как: А. Н. Бенуа, И. Билибин, Е. Лансере, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский, Ф. Бернштам, Д. Митрохин, Г. Нарбут, З. Серебрякова, А. Остроумова-Лебедева и др. Всего на экспозиции будет представлено около 300 произведений, среди которых книги, путеводители, «открытые письма», рисунки и акварели.

Русский музей обладает уникальным собранием так называемых «Открытых писем» (открыток), эскизов и пробных оттисков издательства, большинство книжных изданий Общины св. Евгении попадало в коллекцию музея практически сразу после выхода в свет.
Община Святой Евгении входила в состав «Санкт-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста» при Главном Управлении РОКК (Российского Общества Красного Креста), возглавляемый с 1887 года внучкой императора Николая I, принцессой Евгении Максимилиановной Ольденбургской (1845-1925), которая вкладывала в благотворительность немалые личные средства. Именно в честь небесной покровительницы принцессы и была названа Община, состоявшая из сестер милосердия и призванная не только поддержать престарелых и зачастую нищенствующих сестер милосердия, но подготовить достойную смену.

"Общине" были необходимы деньги для строительства больницы, содержания приюта для престарелых сестер, для работы подготовительных курсов медсестер. Средства на благотворительность поступали от частных лиц, от проводившихся Общиной аукционов и художественных выставок. С 1896 года "Община святой Евгении" приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску «открытых писем» - иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства, и в первую очередь русского. Это начинание не только оказалось наиболее успешным способом получения благотворительных средств, но стало заметным явлением в культурной жизни России конца XIX- начала XX веков.
Первая продукция - конверты, приуроченные к Пасхе 1896 года - имели скромное оформление: знак Красного Креста и надпись «Для поздравительных карточек. В пользу Общины Св. Евгении». Уже через год к оформлению конвертов подключились художники Е. П. Самокиш-Судковская, В. В.Суслов, Н. В. Султанов, В. В. П. Шнайдер.

В 1898 году вышла первая серия из 10 «открытых писем», авторами акварелей для них стали известные художники: И. Е Репин, К. Е. Маковский, Н. С. Самокиш, Е. М. Беем и др. Выпущенные по 10 000 экземпляров каждая, открытки этой серии имели такой успех, что тираж пришлось повторить.

1900-е годы были годами расцвета, во многом этому способствовал конкурс, посвященный 200-летию Санкт-Петербурга, благодаря которому установились прочные связи с художниками «Мира искусства». Приглашенный в жюри конкурса, Александр Бенуа фактически являлся руководителем издательства. Активно сотрудничавшие с издательством «Общины» Л.С.Бакст, А.Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, И.Э. Грабарь, Е. Е. Лансере, Г. К. Лукомской, К. А. Сомов, А. П. Остроумова- Лебедева и многие другие сотрудничали с издательством почти за символическое вознаграждение, а то и бесплатно.

Благодаря высоким покровителям, в 1903 году «Общине» было разрешено продавать открытки в киосках Красного Креста на многих железнодорожных вокзалах и пристанях по всей России. Тираж одной открытки доходил до 10 000 экземпляров, а некоторые из них переиздавались до 5-6 раз. Общее количество открытых писем, за 20 лет существования, начиная с 1898 года, составило более 30 миллионов экземпляров, высокого полиграфического качества. Более 6400 открыток посвящены значительным событиям в жизни Российского государства, государственным деятелям и царскому двору, а так же воспроизводят лучшие произведения русского и зарубежного искусства. На открытках с маркой «Общины» запечатлены 3000 достопримечательностей в 200 географических точках мира. Среди исполнителей этих видовых открыток И. Я Билибин и А.Н. Бенуа, а также известные фотографы: А. Павлович, К. Булла, К. Ганн, П. Радецкий, С. Проскудин-Горский, В.Светличный.

Постепенно у издательства сложилась и своя книгоиздательская программа. Приоритетным направлением стали выпуски иллюстрированных изданий русской классической литературы и изданий, знакомящих читателей с коллекциями крупнейших российских музеев и культурными достопримечательностями страны. Это – «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» А. Н. Бенуа (1911), «Художественные произведения Эрмитажа» (1916), карманные путеводители по знаменитым местам России, серия монографий «Русские художники», «1812 год в баснях Крылова» с иллюстрациями Г. И. Нарбута (1912), «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, с тремя рисунками М. А. Врубеля и книжными украшениями С. В. Чехонина.

Печатная продукция «Общины» была удостоена наград на международных выставках: Всемирной – в Париже (1900), Сент-Луисе (1904), на Всероссийской кустарной выставке в Петербурге (1907-1908), Международной строительной выставке в Петербурге (1908) и других.
После революции в 1920 году Евгенинская община была упразднена. Благотворительность как форма социальной деятельности высшего общества перестала существовать. Издательство перешло в ведение Главнауки и продолжило свою деятельность уже под именем Комитета популяризации художественных изданий при Государственной академии материальной культуры