Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Достоевский.Окно в космос

Достоевский.Окно в космос

– Литературная экспозиция, на мой взгляд, начинает устаревать в момент создания; неудивительно, что наш музей, открытый в 1971 году, теперь создает уже третью.

– Литературная экспозиция, на мой взгляд, начинает устаревать в момент создания; неудивительно, что наш музей, открытый в 1971 году, теперь создает уже третью. Были бы силы и в основном, конечно же, финансирование – меняли бы ее чаще. Мы рады, что успели до кризиса!

– Устаревает концептуально или физически?

– В обоих смыслах. Предыдущая экспозиция строилась на системе «углов». Как известно, Федор Михайлович всегда снимал квартиры в угловых домах, и герои его живут в «углах»; слово обозначает уже не столько архитектурную особенность, сколько состояние души – стремление «забиться в угол», отъединиться от людей... И в экспозиции наличествовали некие «закутки»; их череда представляла периоды жизни и творчества Достоевского.

Время изменилось; сейчас, думается, важнее показать связь его книг с биографией. Допустим, в остроге он вспоминает свое детство, потом в «Дневнике писателя» вспоминает острог... некое перетекание одного в другое. Таков основной принцип новой экспозиции. Увы, в ограниченное пространство невозможно «накидать» достаточно много экспонатов и, соответственно, смысловых связей.

Задача – создать единое целое с едиными идеями. Надеюсь, получилось.

– Кто сочинил дизайн-концепцию?

– Это совместное творчество. Назову замечательного художника Тино Светозарова из Македонии, с которым мы сотрудничаем уже три года и сделали три спектакля. И, конечно, художника музея Игоря Князева.

– Что нового «физического» в инсталляции?

– Понятно, что сейчас у многих есть компьютер. Экран, как окно в мир, дает дополнительную информацию. Полтора десятка лет назад, когда открывалась вторая экспозиция, компьютеры в нашем музее только-только появлялись. Теперь рядом с обычными экспонатами встали мониторы, дополнив статику динамикой движущегося изображения.

– Подробнее о построении экспозиции, пожалуйста.

– Необходимый рассказ о жизни и творчестве писателя пойдет на трех уровнях. Первый – экспонаты в световых «коробках», врезанных в черное стекло, расположенное на некотором расстоянии от стен по всему залу. Вот, например, портрет Николая I, вот изображение Семеновского плаца, вот купола Введенской церкви, на которые Достоевский смотрел, стоя на этом плацу в ожидании казни; все это свидетельства реальности, которую он переживал.

Второй уровень – промежуток между стенами и полупрозрачным стеклом: там экспонаты, связанные уже с творчеством. В том числе показывающие современное осмысление его романов. Например, рисунки Михаила Шемякина к «Преступлению и наказанию».

И третий уровень – упомянутые мониторы, благодаря которым каждый фрагмент экспозиции становится гораздо глубже. Еще есть сенсорный монитор с большим объемом информации, им смогут пользоваться все посетители.

– Что будет на экранах?

– На одном мониторе – видеопрезентация «Михайловский замок»: мы снимали его интерьеры, пытаясь представить себе ощущения 16-летнего Достоевского, учившегося там шесть лет. На другом мониторе – изображение доходного дома без одной внешней стены, попытка «оживить» то, что там могло происходить. Еще программы «Храмы в жизни и творчестве Достоевского», «Странствия Достоевского». Заставят остановиться, я думаю, и «всплывающие» в произвольном порядке на одном экране цитаты из произведений, писем и записных книжек Федора Михайловича.

А на сенсорном дисплее – во-первых, пояснения к экспонатам, поскольку не все они подписаны; так сделано ради цельности образа. Во-вторых, полные тексты представленных писем и других «бумаг». В-третьих, биография и хронология творчества. Будут представлены музеи Достоевского – их шесть в России и один в Казахстане.

– Посетитель не огорчится частичным отсутствием табличек и необходимостью занимать очередь к экрану с информацией?

– Второй такой, с другим набором сведений, появится, как только настанут лучшие времена, пока придется подождать. Но мы постарались избежать разочарования людей. Любой может получить на входе постеры, на русском и английском, с необходимыми комментариями. Или воспользоваться аудиоэкскурсией, текст ее читает Валерий Кухарешин. Наконец, можно заказать традиционную экскурсию.

– Наверное, все посетители музея вправе рассчитывать на DVD-диск – купив такой, легко все изучить уже дома, в спокойной обстановке.

– Разумеется. Но сначала мы сделаем диск с аудиоэкскурсией по очень популярному маршруту – местам Достоевского в Петербурге. Работа уже начата; скорее, это будет даже не «сопровождение» в пути, а спектакль, который создается Сергеем Дрейденом.

– Давайте расскажем о нем подробнее, когда диск будет готов. Как финансировался проект новой экспозиции?

– Комитет по культуре сразу поддержал нашу идею. Сумма была увеличена по ходу дела, но все равно оказалась недостаточна, поскольку возникали новые и новые проблемы. Сначала мы хотели обнажить кирпичную кладку, выявить структуру стен, но когда обнаружили чудовищные результаты капремонта советской поры, кирпич пришлось красить в черный цвет. Чтобы зрительно поднять довольно низкие потолки с установленными кондиционерами, решили применить зеркала, но – с черной пленкой.

И теперь буквально из черноты возник некий Космос Достоевского. В бесконечных отражениях есть смысл. Мы словно видим себя в мире писателя, а его мир ощущаем в себе. Да и тема двойничества – одна из главных в творчестве Федора Михайловича.

– «Отражения в отражениях» еще больше увеличивают пространство.

– Как и новая экспозиция – его возможности. Что было второй основной нашей задачей. Музей небольшой, а деятельность обширная. Стены не раздвинуть, но удалось помещение условно расширить. Теперь можно легко поменять сами экспонаты в «боксах». Можно опускать всевозможные шторы, закрывая стационарную экспозицию, чтобы устраивать временные выставки. Можно выдвинуть экран, чтобы показывать фильмы. Допустимы семинары, лекции, а также перформансы и прочие постановки; уже есть замысел спектакля «Скверный анекдот», который начнется здесь, «пройдет» по квартире и «спустится» в театральный зал.

– Удивительно среди черных отражающих «стекол-стен» выглядит живое окно и желтая Владимирская церковь на фоне так рано темнеющего в это время года неба...

– Почти все двадцать квартир Достоевского в Петербурге находились в угловых домах и напротив храмов. Владимирская церковь – у истока и финала его творчества. Когда он писал первый роман, «Бедные люди», то жил в Графском переулке и из окон мог видеть ее купола. Последний роман, «Братья Карамазовы», он создавал в этом доме, глядя на ту же церковь, только с другой стороны.

– Вид сохранен историей как еще один мемориальный экспонат, равный самому дому...

– Который, не могу не напомнить, до сих пор «коммуналка», в здании музея живут люди... Сколько еще должен ждать Достоевский, чтобы город решил эту проблему? Вот, в нынешнем августе – 150-летие Кнута Гамсуна. Он родился в одной деревеньке за Полярным кругом, прославив ее. К юбилею там строится Центр Гамсуна. Целых шесть этажей! По проекту архитектора Стивена Холла, который выиграл конкурс. Смотришь на картинки в Интернете и понимаешь: вот современный музей. Девиз проекта – «Здание как тело: поле битвы невидимых сил». А образ строения задуман как «сжатая сущность духа в пространстве и свете, отражение характера Гамсуна архитектурными средствами».

– Так ведь и классическая русская литература учит нас, что дух – важнее...